Аверкин Степан МоисеевичАВЕРКИН СТЕПАН МОИСЕЕВИЧ

1916 г.р. Участвовал в боевых действиях с сентября 1942 по май 1945 на Северном флоте. Старший матрос., миноносец «Разъяренный».

Награды:
медаль «За оборону Советского Заполярья»,
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,
«За победу над Японией»,
Орденом Отечественной войны II степени.

В годы войны на Амурском судостроительном заводе строились и ремонтировались военные корабли, которые несли службу не только на Тихом океане, но и на  Северном флоте, принимали  участие в боевых операциях  против нацисткой Германии. 15 июля 1942 года  от военного при­чала Владивостока отошли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Ра­зумный», «Разъяренный», «Ревно­стный»,  построенные  на Комсомольс­ком судостроительном заводе.  Им предстоял трехмесячный переход по северному морскому пути из Владивостока в Полярное. По­мимо топлива, боекомплекта и припасов на кораблях находился особый груз — по три тонны золо­та в специальных ящиках. Он пред­назначался для передачи предста­вителям США в счет оплаты по­ставок по Ленд-Лизу.

О своем деде – участнике тех героических событий, рассказывает его внук Аверкин Игорь Сергеевич.

Мой дед, Степан Моисеевич Аверкин был участником того героического перехода. Еще за 5 лет до начала войны он был призван  в армию и служил на флоте. Когда началась война, он так и не  успел демобилизоваться  и даже не успел заехать домой, как был отправлен на фронт. Ему выпало служить на миноносце «Разъяренный».  Позже эти события он подробно описал в своей книге «На боевом корабле», вышедшей в Хабаровске в 1952 г. Вот что он рассказывал:

 -Туманным утром открылся Первый Курильский пролив. Од­нако лучи солнца высветили не только скалистые берега: на­встречу нашему отряду шла японская эскадра.


Аверкин Игорь СергеевичАверкин Игорь Сергеевич. Родился и вырос в Комсомольске-на-Амуре, работает на нефтезаводе. По его просьбе из Дальневосточной научной библиотеки г. Хабаровска была прислана книга «На боевом корабле», написанная его дедом. В память о деде Игорь Сергеевич воссоздал копию этой книги, которая теперь хранится в семейном архиве.


Перестроив­шись, японские корабли легли на параллельный курс, направив в нашу сторону мощные орудия и торпедные аппараты.

Приготовились к бою и мы. Что было на уме у союзника Герма­нии, мы, конечно, не знали. Вот тогда впервые прозвучала для нас настоящая боевая тревога. Руки матросов лежали на руко­ятках, пальцы — на кнопках. Пол­ный вперед! Одно короткое сло­во «Огонь!» — и море всколых­нется от мощных взрывов. Не­рвное напряжение длилось дол­го, пока японцы, установив курс наших кораблей, не скрылись за горизонтом.

Прошли Курилы, к счастью, без единого выстрела. Япония, конечно, не замедлила сообщить немцам о появлении наших ко­раблей в Тихом океане. А кара­ван эсминцев, благополучно ми­новав Камчатку, подошел к да­лекой северной бухте Провиде­ния. Здесь нас ожидал легендар­ный ледокол «А. Микоян», со­вершивший «огненную кругос­ветку» с Черного моря, и кара­ван транспортов.

Вместе с бое­выми кораблями они составили «Экспедицию особого назначе­ния» (ЭОН-18). Здесь же, вдали от японского флота, корабли «Челюскин», — корабли  ждал американский крейсер. После того, как драгоценный груз переправили на него, экспедиция 14 августа тронулась в путь. А уже через три дня в Чукотском море – там же, где погиб легендарный «Челюскин», - корабли затерло льдами. Началось сжатие, затрещали корпуса, спасала толь­ко специальная «ледовая шуба».

Экипажи самоотверженно боро­лись со стихией, и, наконец, 21 ав­густа экспедиция вошла в Колючинскую губу Карского моря.

Эсминец "Разъяренный" после перехода. Фото из семейного архива Аверкиных
Эсминец "Разъяренный" после перехода. Фото из семейного архива Аверкиных

После небольшой передышки корабли вновь оказались во льдах. К тому времени к экспедиции примкнули почти все ледоколы страны. На перехват столь «лако­мого кусочка» немцы послали в Арктику «карманный линкор» «Ад­мирал Меер». Но его действия, как и сопровождавшей его «вол­чьей стан» подводных лодок, окончились безрезультатно, а наши корабли 14 октября 1942 года бросили якорь в Кольском заливе.

Благодарность от главнокомандующего за участие в освобождении островов Сюмусю и Парамушир от 1 мая 1946 г. Хранится в семейном архиве.
Благодарность от главнокомандующего за участие в освобождении островов Сюмусю и Парамушир от 1 мая 1946 г. Хранится в семейном архиве.

Трудно даже пере­числить все операции, выпавшие на их долю в годы войны.

С конца октября 1942 года, начались бое­вые походы, перемежаемые корот­кими стоянками в базах. Артподдержка советских войск, сопровожде­ние конвоев по «арктическому ог­ненному коридору» - району Барен­цева моря восточнее острова Мед­вежий — дерзкие обстрелы вражеских позиции, поиск и уничтожение подводных лодок, отражение воздушных атак...

Снова вспоминает Степан Авер­кин:
В начале января 1945 года, когда радость близкой победы уже окрыляла нас, корабли снова вышли к берегам Норвегии, охра­няя караван транспортов с под­креплениями для армии Мерецкого. Серые волны обрушивались на палубу и скатывались в море. По­рой ударят с боку, и тогда весь корпус корабля гудит и дает крен. До туманного горизонта, сколько хватало глаз, беспрерывно, слов­но в гигантском котле, кипела черная вода. После утомительной морской вахты я, не раздеваясь, лег на жесткую матросскую койку. И вдруг колоссальной силы взрыв потряс корпус, подняв стальную громаду в воздух. Казалось. В глубине моря проснулся вулкан. Я слетел с койки, больно ударившись о палубу, и как был, выскочил на­верх. Весь корабль был окутан черным дымом. Корма все глуб­же опускалась в жгучую ледяную воду, и я пополз по круто взды­бившейся палубе наверх, к свое­му носовому орудию.

Вокруг корабля бушевали взры­вы — это метались корабли из бо­евого охранения, чтобы отсечь вторую атаку. Мы тоже тупыми ны­ряющими снарядами били по под­водной лодке. Корабль, давая крен, оседал все больше и боль­ше. Но искалеченное до неузна­ваемости судно наперекор всему не затонуло. Семнадцать часов бо­ролись моряки с пожаром и под­ступавшей водой, с помощью бук­сира привели корабль в порт Линахамари, где поставили нa ре­монт.

Степан Аверкин с уцелевшими матросами «Разъяренного» участвовал потом в боях с империалистической Японией. Демобилизовался в 1946 году.

Долгое время работал в редакции газеты «Крылья Советов» авиационного завода, публиковался под псевдонимом Матросов. Являлся членом писательской организации г. Хабаровска. Писал рассказы, публиковался в журнале «Дальний Восток», его произведения часто звучали по радио. Он был интересным собеседником, хорошим рассказчиком, дружил со многими известными дальневосточными писателями.

Литературный дар Степана Аверкина в полной мере проявился в книге  «На боевом корабле», которая вышла в 1952 г. в Хабаровске. Она посвящена его фронтовой жизни. Он прошел славный боевой путь, ему было о чем рассказать своим внукам. Степан Моисеевич Аверкин прожил 87 лет.

С. Аверкин. На боевом корабле





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать