|
Награды:
|
В годы войны на Амурском судостроительном заводе строились и ремонтировались военные корабли, которые несли службу не только на Тихом океане, но и на Северном флоте, принимали участие в боевых операциях против нацисткой Германии. 15 июля 1942 года от военного причала Владивостока отошли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный», «Разъяренный», «Ревностный», построенные на Комсомольском судостроительном заводе. Им предстоял трехмесячный переход по северному морскому пути из Владивостока в Полярное. Помимо топлива, боекомплекта и припасов на кораблях находился особый груз — по три тонны золота в специальных ящиках. Он предназначался для передачи представителям США в счет оплаты поставок по Ленд-Лизу. О своем деде – участнике тех героических событий, рассказывает его внук Аверкин Игорь Сергеевич. Мой дед, Степан Моисеевич Аверкин был участником того героического перехода. Еще за 5 лет до начала войны он был призван в армию и служил на флоте. Когда началась война, он так и не успел демобилизоваться и даже не успел заехать домой, как был отправлен на фронт. Ему выпало служить на миноносце «Разъяренный». Позже эти события он подробно описал в своей книге «На боевом корабле», вышедшей в Хабаровске в 1952 г. Вот что он рассказывал: -Туманным утром открылся Первый Курильский пролив. Однако лучи солнца высветили не только скалистые берега: навстречу нашему отряду шла японская эскадра. |
|
|
|
Перестроившись, японские корабли легли на параллельный курс, направив в нашу сторону мощные орудия и торпедные аппараты. Приготовились к бою и мы. Что было на уме у союзника Германии, мы, конечно, не знали. Вот тогда впервые прозвучала для нас настоящая боевая тревога. Руки матросов лежали на рукоятках, пальцы — на кнопках. Полный вперед! Одно короткое слово «Огонь!» — и море всколыхнется от мощных взрывов. Нервное напряжение длилось долго, пока японцы, установив курс наших кораблей, не скрылись за горизонтом. Прошли Курилы, к счастью, без единого выстрела. Япония, конечно, не замедлила сообщить немцам о появлении наших кораблей в Тихом океане. А караван эсминцев, благополучно миновав Камчатку, подошел к далекой северной бухте Провидения. Здесь нас ожидал легендарный ледокол «А. Микоян», совершивший «огненную кругосветку» с Черного моря, и караван транспортов. Вместе с боевыми кораблями они составили «Экспедицию особого назначения» (ЭОН-18). Здесь же, вдали от японского флота, корабли «Челюскин», — корабли ждал американский крейсер. После того, как драгоценный груз переправили на него, экспедиция 14 августа тронулась в путь. А уже через три дня в Чукотском море – там же, где погиб легендарный «Челюскин», - корабли затерло льдами. Началось сжатие, затрещали корпуса, спасала только специальная «ледовая шуба». Экипажи самоотверженно боролись со стихией, и, наконец, 21 августа экспедиция вошла в Колючинскую губу Карского моря.
После небольшой передышки корабли вновь оказались во льдах. К тому времени к экспедиции примкнули почти все ледоколы страны. На перехват столь «лакомого кусочка» немцы послали в Арктику «карманный линкор» «Адмирал Меер». Но его действия, как и сопровождавшей его «волчьей стан» подводных лодок, окончились безрезультатно, а наши корабли 14 октября 1942 года бросили якорь в Кольском заливе.
|
Трудно даже перечислить все операции, выпавшие на их долю в годы войны. С конца октября 1942 года, начались боевые походы, перемежаемые короткими стоянками в базах. Артподдержка советских войск, сопровождение конвоев по «арктическому огненному коридору» - району Баренцева моря восточнее острова Медвежий — дерзкие обстрелы вражеских позиции, поиск и уничтожение подводных лодок, отражение воздушных атак... Снова вспоминает Степан Аверкин: Вокруг корабля бушевали взрывы — это метались корабли из боевого охранения, чтобы отсечь вторую атаку. Мы тоже тупыми ныряющими снарядами били по подводной лодке. Корабль, давая крен, оседал все больше и больше. Но искалеченное до неузнаваемости судно наперекор всему не затонуло. Семнадцать часов боролись моряки с пожаром и подступавшей водой, с помощью буксира привели корабль в порт Линахамари, где поставили нa ремонт. Степан Аверкин с уцелевшими матросами «Разъяренного» участвовал потом в боях с империалистической Японией. Демобилизовался в 1946 году. Долгое время работал в редакции газеты «Крылья Советов» авиационного завода, публиковался под псевдонимом Матросов. Являлся членом писательской организации г. Хабаровска. Писал рассказы, публиковался в журнале «Дальний Восток», его произведения часто звучали по радио. Он был интересным собеседником, хорошим рассказчиком, дружил со многими известными дальневосточными писателями. Литературный дар Степана Аверкина в полной мере проявился в книге «На боевом корабле», которая вышла в 1952 г. в Хабаровске. Она посвящена его фронтовой жизни. Он прошел славный боевой путь, ему было о чем рассказать своим внукам. Степан Моисеевич Аверкин прожил 87 лет. |