Орден Трудовой Славы - государственная награда СССР, учрежденная 18 января 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Работы по созданию ордена курировал секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.П. Георгадзе. Автор рисунка ордена - художник фабрики "Гознак" Ю. М. Егоров.
Орден трудовой славы имеет три степени, высшей степенью ордена является первая степень. Награждение производится последовательно: сначала третьей, затем второй, потом первой степенью. Это единственный из советских орденов, вручаемых за трудовое отличие, имеющий разделение на степени. По своему статусу и льготам, предоставляемым кавалерам всех трёх степеней, орден Трудовой Славы соответствует боевому ордену Славы. Первые награждения орденом Трудовой славы произведены 9 августа 1974 года, Последние в истории СССР награждения орденом Трудовой Славы произошли 21 декабря 1991 года.
САВИНЦЕВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
(1944 г.)
Бригадир слесарей-сборщиков Амурского судостроительного завода
Награждение орденами Трудовой Славы:
3 степени - 25.07.1975 ( № 152.221)
2 степени - 10.03.1981 (№ 9.441)
1 степени - 22.04.1991 (№ 875) (за проведение испытаний и освоение серийного производства новой техники)
Родился в 1944 году в Хабаровске. Трудовую деятельность начал в 1962 году после окончания ремесленного училища на заводе №199, позднее получившего название «Амурский судостроительный завод». (АСЗ) в г. Комсомольске-на-Амуре. В 1963-1968 годах служил в Военно-морском флоте н подводной лодке. В 1966 году вступил в ряды КПСС. После увольнения из ВМФ в 1968 году вернулся на АСЗ слесарем-сборщиком корпусов подводных лодок цеха №17. В 1972 году возглавил в стапельном цехе первую на предприятии комсомольско-молодежную бригаду.
Удостаивался званий ударника девятой, десятой, одиннадцатой пятилеток, «Победитель соцсоревнования», «Лучший наставник Хабаровского края». Также был награжден знаком «Отличник качества» и наделен правом использования личного клейма за выполнение технологических операций без дефектов. Принимал все работы у своей бригады и сдавал военпредам с первого предъявления, так как все его работы отличало высокое качество. Валерий Михайлович удостаивался званий ударника девятой, десятой, одиннадцатой пятилеток, «Победитель соцсоревнования», «Лучший наставник Хабаровского края». В 1975, 1981 и 1991 годах был награжден орденами Трудовой Славы всех трех степеней. С 2000 г. на заслуженном отдыхе. Живет в г. Комсомольске-на-Амуре.
ВАЛЕРИЙ САВИНЦЕВ: "В МОЕЙ БРИГАДЕ ВСЕ ГЕРОИ"
Среди пяти полных кавалеров ордена Трудовой Славы в Хабаровском крае — комсомольчанин Валерий Савинцев. Его имя увековечено на стеле мемориального комплекса площади Славы в Хабаровске. С тех пор, как шесть лет назад в России был учрежден праздник День Героев Отечества, Валерий Михайлович принимает в начале декабря поздравления с этой славной датой.
Бригада молодости нашей, без которой грустно жить.
Бригада слесарей-сборщиков Савинцева гремела доброй славой не только в городе, но и во всем дальневосточном округе. Костяк коллектива просуществовал на судостроительном заводе до 2000 года, до дня, когда бригадир Савинцев ушел на заслуженный отдых.
— Я мог бы и дальше работать, — признается Валерий Михайлович. — Уж очень люблю профессию и свой завод. — Но наблюдать изо дня в день, как полнопрофильное предприятие с громкой историей теряет производственные мощности, кадры, заказы и темпы развития — это испытание для меня. Самое основное и непоправимое — изменилось отношение к людям. Когда начали атомоход «Нерпу» стыковать, глянул на тарифы, и стыдно стало. Как мужикам в глаза смотреть? Как объяснить, почему за свой тяжелый труд специалисты копейки получат?
О своей бригаде, юности, первых шагах становления в профессии Валерий Михайлович может говорить бесконечно. Вспоминает, как пришел в 1962 году на завод после окончания ремесленного училища. А через год дружный коллектив провожал паренька в армию, взяв с него обещание вернуться. Пять лет отслужил на подводной лодке Савинцев, был старшиной команды электриков, комсоргом молодежной организации экипажа субмарины. В двадцать два года стал коммунистом.
— Лодка выходила в двухнедельное автономное плавание в Карибское море, — рассказывает Валерий Савинцев. — Поход ответственный, еще ощущались отголоски Карибского кризиса, и командование приняло решение всех молодых подводников принять в ряды компартии. Когда, отслужив, вернулся на судостроительный завод слесарем-сборщиком корпусов, был самым молодым коммунистом.
Моим первым судном был головной заказ «Налим» серии А. Это — большой ракетный подводный крейсер. Мы строили и модернизированный «Налим» серии Б. Первые мои благодарности от судостроительного завода — за две эти лодки.
У Валерия Михайловича — рассказ о себе и людях на противопоставлениях выстроен. С горечью говорит о сегодняшнем дне предприятия, с теплотой и нежностью вспоминает день вчерашний.
В 1967 году родной мой цех №17 насчитывал три с половиной тысячи работников. Только в цеховой комсомольской организации состояло шестьсот молодых людей. А сейчас во всем заводе — две с половиной тысячи человек работают против тридцати тысяч в семидесятых — восьмидесятых годах. Совсем недавно, казалось, жизнь совсем другая была. Наполненная задором к труду, к результату. Когда уходил в отпуск, с нетерпением ждал его окончания. Так скучал по заводу и своим ребятам. Мне жалко, что сегодняшнему поколению заводчан не досталось той энергии, что подпитывала нас, делала наш труд значимее.
Через четыре года после возвращения из армии Савинцев возглавил в стапельном цехе первую на предприятии комсомольско-молодежную бригаду. Говорит, что с ребятами провели все АПЛ разных проектов: от «Налима» до «Нерпы».
— Девятый заказ, который мы делали, на Амурском судостроительном до сих пор стоит, — кручинится Валерий Михайлович. — А ведь уже столько времени прошло.
В основном, я специализировался на носовой оконечности. Там самые основные отсеки расположены, где вооружение, ракетный комплекс размещается. Без ложной скромности хочу подчеркнуть, что моей бригаде доверяли самые сложные, спорные и ответственные участки работы. Руководство завода знало, что мы справимся быстро и качественно.
В трудовой книжке — ордена и знаки отличия.
В трудовой книжке Савинцева странички с поощрениями и наградами за безупречный труд сплошь все заполнены. По ним можно не только жизнь человека проследить, но и историю страны.
Знаки «Ударник девятой, десятой, одиннадцатой пятилетки СССР», «Победитель соцсоревнования», «Лучший наставник Хабаровского края» и прочие награды, поощрения отображены в документе. Среди записей — свидетельства о присуждении высокой награды — Орденов Трудовой Славы.
— Первый свой Орден Трудовой Славы 3 степени мне вручили в 1975 году за успехи, достигнутые при строительстве и досрочной сдачи специальной техники, — говорит Валерий Михайлович. — К этому времени у меня уже была персональная награда — почетный знак «Отличник качества» и право использования личного клейма. Это такой знак особого доверия за выполнение технологических операций без дефектов. Принимал все работы у своей бригады и сдавал военпредам с первого предъявления, потому что все работы отличало высокое качество.
Если честно, собрать комплект Орденов Славы целью не было. Имелась мечта удержать звание лучшей бригады на судостроительном заводе. В бригаду с училища каждый год приходили семь, восемь ребят. Из армии на завод возвращались и просились только в мою бригаду. Потому что в наставники к молодым определяли опытных специалистов. Второй немаловажный фактор — заработки на нашем участке были выше, а третий — то, что имелась возможность за короткий срок обеспечить молодых специалистов квартирами. Выбиванием жилья для своих ребят я лично занимался.
Но и требования предъявлял к своим работникам серьезные. Лентяи в бригаде не задерживались. Возможно, поэтому мы занимали из года в год первые места по министерству судостроительной промышленности.
Телеграмма о награждении Савинцева высшей степенью Ордена Трудовой Славы пришла от Министра судостроительной промышленности в апреле 1991 года.
— Указ был подписан в день Ленинского субботника, 22 апреля, Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным, — отмечает Валерий Михайлович. — Для меня, конечно, новость была оглушительной. Мы все жили в преддверии кардинальных перемен в стране, и не ждали с этими событиями внимания к своим трудовым заслугам. Орден мне был присужден за проведение испытаний и освоения серийного производства новой техники. Мы строили в то время подлодку «Барс».
Только на счету моей бригады восемь АПЛ, девятая в цехе до сих пор стоит, а десятую и одиннадцатую мы порезали на металлолом. Ведь Президент РСФСР Борис Ельцин сказал, что наращивать военный комплекс не надо, наоборот, будем активно разоружаться. Дождались, называется, перемен.
Устраняли последствия ЧС, рисковали здоровьем.
За долгую трудовую биографию приходилось Савинцеву и его коллективу работать в режиме ЧС, рисковать здоровьем. Смотрит Валерий Михайлович на радостную фотографию, где ребята из его бригады идут со смены домой. Все молодые, счастливые. И слезы выступают на глазах ветерана: «Из тридцати двух парней пятеро в живых остались. Уходят мои ребята, уходят».
Савинцев вспоминает, как работал на сооружении нижнего основания нефтедобывающей платформы «Моликпак» и на комплексе по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш». Как сутками он и его люди восстанавливали поврежденное при испытаниях судно.
— Сдавался заказ № 503 и при испытаниях атомоход столкнулся с американской подлодкой, — вспоминает полный кавалер Ордена Трудовой Славы. — В результате были повреждены бортовая секция в центральном отсеке, а также баллоны воздуха высокого давления. Ремонтники в Большом Камне своими силами не справились, вызвали нашу бригаду. Поселили комсомольчан прямо на сдаточной базе. И мы работали круглые сутки, чтобы не сорвать сроки испытания судна. Уложились мы вовремя. На радостях руководство нам дало хорошую премию и возможность отдохнуть в Приморье.
Частенько нашу бригаду бросали на подобные задания. Был в биографии ремонтный заказ №225, где в реакторном отсеке мы меняли оборудование. Местные ремонтники отказались на объекте трудиться, потому что на этом участке счетчик Гейгера зашкаливало, и люди свое здоровье берегли.
У нас была самая работящая, но и курящая бригада. А после случая, когда мы на нефтедобывающей платформе поработали, все ребята бросили курить. И я тоже. Нам пришлось иметь дело с японскими сталями, а в их составе, как известно, много цинка и мышьяка. Это, чтобы металл в подводном положении не подвергался коррозии. Мы свои корабли изнутри красим: и внутреннюю часть, и балластную цистерну. Получается, что для работы наши стали более экологичны, но уязвимы для ржавчины.
Я помню, когда резали и варили корпуса нефтедобывающей платформы, до того едкий зеленый дым шел, что выдержать и десяти минут невозможно было. Видать, нахватались токсинов мои ребята. Любой дым потом вызывал астматическое удушье. Поэтому и курить бросили.
***
Без дела Кавалер Ордена Трудовой Славы трех степеней Валерий Савинцев и сегодня не сидит. Исполняет обязанности председателя автокооператива с таким же рвением и добросовестностью, как и привык всю жизнь работать. Гордится дочками и внучкой Валерией. Дедову любимицу назвали в его честь. И она оправдывает все его ожидания и надежды. Отлично учится в авиатехническом техникуме, успешно окончила автошколу. Мечтает продолжить обучение в ВУЗе, состояться в профессии, как в свое время это сделал дедушка.
Информация взята с патриотического интернет-проекта Герои страны http://www.warheroes.ru/
Источник: Китаева, М. Валерий Савинцев: "В моей бригаде все герои" : [среди пяти полных кавалеров ордена Трудовой Славы в Хабаровском крае комсомольчанин В. Савинцев, его имя увековечено на стеле мемориального комплекса площади Славы в Хабаровске] [Текст] / М. Китаева // Дальневосточный Комсомольск. - 2013. - 27 ноября. - С. 9.
ЧЕПОВ ВИКТОР АНТОНОВИЧ
(1939 г.)
Электросварщик Мостоотряда № 26 (г. Комсомольск-на-Амуре) Мостостроительного треста № 8 Министерства транспортного строительства СССР, Хабаровский край.
(Биографических сведений не найдено)
Награждение орденами:
3 ст. - 16.01.1976 (№ 169.779)
2 ст. - 29.04.1985 (№ 35.726)
1 ст. - 10.08.1990 (№ 741)