Пьер Жан Беранже (1780—1857). Французский поэт. 230 лет со дня рождения.
Воспитывался у деда-портного.С детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал так называемым высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Поднял традиционный фольклорный куплет с рефрендм до уровня профессионального искусства. Он придал песне жанровое и композиционное разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую превратить её в любой из «высоких» жанров — в оду, гимн, дифирамб. В пору Первой империи (1804-1814) песни Беранже отличаются эпикурейством, добродушным юмором. Но в годы Реставрации тон песен резко меняется, поэт становится выразителем народной вражды к Бурбонам. С едкой насмешливостью и плебейской прямотой бичует поэт королевскую власть («Бесконечномалые»), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции («Маркиз де Карабас»,«Белая кокарда»), католическое духовенство и иезуитов («Святые отцы», «Смерть сатаны»), противопоставляя им образы наполеоновских солдат («Старый сержант», «Старый капрал»). Беранже участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что буржуазная монархия не облегчила положение народа («Жак», «Старый бродяга»). В поисках выхода он обратился к утопическому социализму, славил его учителей («Безумцы»). Призыв к новой революции: «Идея», «Потоп».