Тип календаря

Виктор Мари Гюго (1802—1885). Французский писатель. 210 лет со дня рождения

Родился в семье наполеоновского генерала и роялистки. Политические взгляды матери сказались на его раннем творчестве. В первом сборнике «Оды и различные стихотворения» (1822) воспевалась династия Бурбонов. Юношеские романы тоже были проникнуты монархической

тенденцией, противоречиво уживавшейся с демократическими симпатиями автора.

Новый период творчества начался со второй половины 1820-х, в обстановке приближавшейся Июльской революции 1830. Гюго сблизился с либерально-демократической оппозицией, объявил войну эпигонскому классицизму, пользовавшемуся официальным покровительством Реставрации. В стихах 1825—1828 (сборник «Восточные мотивы», 1829) обратился к теме Востока. Его влекла не только живописная экзотика, излюбленная романтиками, но и сочувствие национально-освободительной борьбе греков против турецкого ига. Новое, прогрессивное содержание требовало новой, свободной формы. Отбросив классический александрийский стих, Гюго создаёт гибкие ритмы, сложные рифмы, вводит в поэзию бытовое просторечие.

Предисловие к его драме «Кромвель» (1827), героем которой был выдающийся деятель Английской буржуазной революции XVIIвека, сыграло роль эстетического манифеста демократически настроенных романтиков. Догматам классицизма, тирании «правил» Гюго противопоставил полную свободу драматического творчества. Он отвергал традиционные «единства», омертвевшие схемы строгого разделения жанров, призывал вводить в сферу искусства комическое наравне с трагическим, уродливое — с прекрасным, низменное — с возвышенным. Постановка драмы «Эрнани» (1829) в феврале 1830, в канун революции, послужила сигналом для «битвы романтиков с классиками», завершившейся победой новой школы.

Первый значительный роман «Собор Парижской богоматери» (1831) воскрешал жизнь Парижа XVвека. Созданный под впечатлением Июльской революции, он был пронизан новой для Гюго антиклерикальной тенденцией. Сумрачный образ собора выступает в романе как символ католицизма, веками подавлявшего человека. Демократические симпатии автора снова проявились в том, что высокие нравственные качества он находит только в низах средневекового общества — в уличной танцовщице Эсмеральде и звонаре Квазимодо.
В романе «Отверженные» (1862) писатель изобразил жизнь разных слоев французского общества.

Повествуя о судьбе безработного, попавшего на каторгу за кражу булки, и швеи, вынужденной продавать себя, чтобы спасти своего ребёнка, Гюго доказывал, что преступления и нищета — неизбежное порождение капитализма. По мере нарастания антибуржуазного пафоса у него складывался сентиментально-филантропический идеал, наметившийся ещё в 1830-е под влиянием утопического социализма. Однако правдивые картины жизни и страданий народа свидетельствовали о реалистической струе в творчестве. В романе «Человек, который смеётся» (1869) Гюго описывал жизнь Англии на рубеже XVII—XVIIIвеков, изобличал произвол монархии и жестокость аристократии. Эгоизму аристократии писатель противопоставлял нравственную чистоту людей из народа.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать