Вальтер Скотт (1771—1832). Английский писатель. 240 лет со дня рождения.
Родился в Эдинбурге в семье адвоката, девятый по счёту из двенадцати детей. В раннем возрасте переболел детским параличом, что привело к атрофии мышц правой ноги и пожизненной хромоте. Несмотря на физический недостаток, уже в раннем возрасте он поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью. Детство Скопа прошло на ферме деда в Шотландии. В колледже Скотт увлёкся альпинизмом, окреп физически и приобрёл популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Он много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. В 1786 поступил учеником в контору отца, а с 1789 по 1792 изучал право, готовясь стать адвокатом. Вместе с друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов. В первые годы самостоятельной адвокатской практики ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлёкся переводами немецкой поэзии, кое-что анонимно опубликовал. В 1791 познакомился со своей первой любовью, дочерью эдинбургского адвоката. Однако девушка предпочла ему сына состоятельного банкира. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом, черты любимой в последующем не раз проявлялись в героинях его произведений. Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI до разгрома горных кланов в середине XVIII века: «Уэверли» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская тюрьма» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Сент-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и другие. В этих романах писатель представляет целую галерею шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно Средним векам и XVI веку: «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт» (1821), «Анна Гейерштейнская» (1829) и другие. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт проявляет своё исключительное чутьё прошлых эпох. Историзм его — это прежде всего воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников. Но историзм Скопа не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определённой концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» не только даёт яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но и вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго», где центральным фактом для Англии конца XII выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории. При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.