25.07.2022

С началом войны производство судостроительного завода г. Комсомольска-на-Амуре было перестроено на нужды войны. Срочно началось освоение производства фугасных и авиационных осколочных бомб, а также артиллерийских снарядов калибра 76 мм, казёнников и опорных плит для минометов.
Уже в 1941 году из цехов завода для нужд действующей армии было отправлено 15363 авиационных фугасных бомб и 127 опорных плит для миномётов.
К началу войны на заводе находились различные корабли в различной степени готовности. Это два крейсера: «Калинин» и «Каганович», строительство которых было начато в 1938 году, а также несколько эсминцев и сторожевых кораблей.
Прежде всего, было предпринято всё, чтобы достроить, испытать и сдать те эсминцы, которые находились на плаву. И коллектив завода с этим справился. Тихоокеанский флот получил в первый год войны вполне современные, по тому времени, боевые корабли.
Для своевременной переброски по железной дороге в Советскую Гавань армейских сил и вооружения для ведения военных действий против милитаристской Японии необходимо было открыть паромную переправу через Амур.
7 июня 1944 года завод получил задание очень большой сложности - за год подготовить производство и построить паромные корабли, способные вместить 32 двухосных железнодорожных вагона общим весом около тысячи тонн. 31 марта 1945 года сварка корпуса первого парома была завершена. А 24 июня он был сдан в эксплуатацию.
За период японской кампании паром перевёз через Амур более 3000 вагонов с грузами и основную массу десантных войск для освобождения Южного Сахалина и островов Курильской гряды.
Амурским корабелам приходилось решать на месте сложнейшие технические задачи. Судостроители мобилизовали на это свой коллективный ум, талант умельцев и успешно справились с труднейшей задачей. В соревнование за рационализацию и изобретательство включились все – от рабочего до инженера. Весь город знал о трудовом подвиге бригадира слесарей-сборщиков Якова Степановича Араптанова (позже ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда). Он изобрёл оригинальный штамп и за три дня изготовил 400 сложных и трудоёмких деталей, на что при старой технологии производства потребовалось бы несколько месяцев.
 Завод отдал фронту около 3 тысяч квалифицированных рабочих. Пополнение рабочих во вновь созданные семь цехов происходило за счёт молодёжи допризывного возраста и женщин. К концу войны на заводе удельный вес молодежи и женщин достиг совершенно необычной для довоенной практики судостроительных заводов величины – 36,3%.
В апреле 1945 года за образцовое выполнение заданий Государственного Комитета Обороны Комсомольcкий-на-Амуре судостроительный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 398 рабочих, инженеров, служащих предприятия удостоились орденов и медалей.
Прочитать о судостроительном заводе в годы войны и рационализаторе Я. Араптанове можно в книге «Комсомольск-на-Амуре – город мужества, труда и героизма» (глава «И здесь был фронт…», с. 72-81), а также дайджесте «Комсомольск в годы войны» (с. 8-23). Эти издания есть в наличии в ЦГБ им. Н. Островского.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать