Сергей Александрович Есенин (1895—1925). Поэт. 115 лет со дня рождения.
Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. В1912 переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете А. Л. Шанявского (1837-1914). Поразительна тяга к знаниям деревенского паренька. Он впитывал всё новое как губка, стремительно образовывал себя, словно предчувствуя своё великое будущее. Первые стихи поэта появились в московских журналах в 1914. Сам он признавался, что писать начал с девяти лет. В 1915 едет в Петроград, где знакомится с А. Блоком (1880-1921), А. Белым (1880-1934),Н. Клюевым (1887-1937) и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрёл громкую славу. В 1916 вышел первый сборник его стихов — «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта. Это была и очень бурная личная жизнь.Поэт обладал необычайной притягательностью. Вокруг крестьянского сына образовалась не только «культурная аура». Он был вхож в литературные салоны и в императорские покои. И, конечно, вокруг него вились женщины, много женщин. Русоголовый купидон сумел за несколько лет трижды жениться. Первой женой была внучка Л. Н. Толстого (1828-1910). Но поэт долго не выдержал удушающей атмосферы поклонения «великому старцу». В 1917 женился на актрисе Зинаиде Райх (1894-1939). Она ушла от него к Мейерхольду (1874 -1940).В 1921 третьей супругой стала великая аме-риканская танцовщица Айседора Дункан(1877-1927). Всё это были роковые несовпадения в жизни поэта, разрушающие его изнутри. Короткое время Есенин сотрудничал в эсеровских изданиях, напечатав в них поэмы «Отчарь» (1917), «Октоих» (1918), «Инония»(1918) и другие. В них отразилось его противоречивое отношение к новой власти в России. Октябрьскую революцию принял восторженно, но с «крестьянским уклоном»(по его словам). Поэт быстро ощутил, что реальные социально-исторические сдвиги не совместимы с его крестьянской утопией, где реки текут «молоком и мёдом». В марте 1918 снова поселился в Москве, где выступал как один из членов группы имажинистов. Связь уже сложившегося самобытного художника с этим течением была чисто внешней, но стиль и быт имажинистской богемы сыграли немалую роль в его судьбе. Пессимистические, упадочнические настроения потом отразились в цикле «Москва кабацкая» (1921-1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В 1919-1921 много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работая над драматической поэмой «Пугачёв», весной 1921 едет в оренбургские степи, добирается до Ташкента. В 1922-1923 вместе с А. Дункан побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США.. Часто наведывался в родное Константиново, никогда не порывая с ним связи. В 1924-1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работая там с огромным подъемом и создав «Балладу о двадцати шести»(1924), поэму «Анна Снегина» (1925), цикл стихов «Персидские мотивы»(1925). «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве», - говорил Есенин. Лучшие страницы его произведений ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его ёмкие и ошеломляюще свежие образы - почти всегда настоящее художественное открытие. Пушкинская простота и прозрачность — вот идеал, к которому стремился поэт в его последние годы.