Ромен Роллан (1866—1944). Французский писатель. 145 лет со дня рождения.
Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже. В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию «Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». С 1897 профессор (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902—1912 — Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил музыкальную секцию Школы высших социальных наук. Совместно с друзьями основал журнал «Ревю д'истуар э критик мюзикаль» (1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах «Святой Людовик» (1897), «Аэрт» (1898) сказалось своеобразие Роллана-писателя: острота нравственной проблематики, тяготение к деятельным героическим характерам. Его идейно-эстетическая позиция обоснована в книге «Народный театр» (1903). В конце 90-х он начал работу над циклом драм о Великой французской революции: «Волки», «Торжество разума», «Дантон», «Четырнадцатое июля» (1898—1902). Очерк о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей — творцов искусства. В 1907 появилась «Жизнь Микеланджело», в 1911 — «Жизнь Толстого». Ещё в студенческие годы писал Л. Н. Толстому (1829— 1910) и получил от него ответ. Русский писатель, по признанию самого Роллана, оказал на него серьёзное влияние. Поиски широкой эпической формы в духе «Войны и мира», отзвуки мыслей Толстого о художественном творчестве как подвижнической деятельности на благо людям — всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее, принёсшем ему мировую славу, — «Жан-Кристоф» (1904-1912). В образе немецкого музыканта — новатора и бунтаря — нашли отражение черты личности Бетховена. Писатель воплотил здесь свою мечту о творческом гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным искусством. Фоном романа является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, автор противопоставляет ей идею братства народов. Проблемы, живо занимавшие писателя — судьбы культуры, искусства в исторически переломную эпоху, взаимоотношения «мысли и действия», творческой личности и народа, — ставятся снова и на новый лад в повести «Кола Брюньон» (закончена в 1914, опубликована в 1918). Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 писатель воспринял как событие громадного международного значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революционные методы борьбы с эксплуататорами. В поисках ненасильственных форм общественного действия он обратился к опыту индийского народа и его религиозно-нравственным учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивекананде). В романе «Очарованная душа» (1922—1933) предостерегает человечество об опасности фашизма. В 1939 закончил монументальную трагедию «Робеспьер», таким образом, завершив работу над циклом драм о Французской революции. Роллан оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. Нобелевская премия (1915).