Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732—1799). Французский драматург.
280 лет со дня рождения
Сын парижского мастера часовых дел, он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли Бомарше доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовик XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с известным банкиром стал обладателем значительного состояния.
В1764 он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом — испанским писателем. Там проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи. Один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравиться королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности.
Вернувшись в Париж, дебютировал в 1767 пьесой «Эжен», которая имела некоторый успех. В 1770 выпустил вторую драму «Два друга», успеха не имевшую. В этом же году умер банкир, его компаньон и покровитель. Наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили того в обмане. Началась многолетняя тяжба.
Тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. Бомарше выпустил свои знаменитые «Мемуары», где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством, «Мемуары» имели шумный успех и расположили в его пользу общественное мнение. В 1776 он был восстановлен в правах, а в 1778 выиграл (не без помощи «Продолжения мемуаров») дело с наследниками банкира.
Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот — отличительные черты Бомарше-комедиографа. В обеих пьесах он является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал.
«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон говорил, что с этой пьесой взвился занавес революционной драмы. По пьесе «Севильский цирюльник» итальянский композитор Дж. Россини (1792—1868) создал одноимённую оперу, ставшую вершиной его творчества.
Неуёмный характер Бомарше толкал его на всевозможные авантюры. Когда началась война за независимость США, он занялся военными поставками. Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства, принесло ему огромные убытки. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя так и неисполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796. Пытался оправдаться в предсмертном сочинении, но не вернул симпатий публики.