Низамаддин Мир Алишер Навои (1441—1501). Афганский поэт . 570 лет со дня рождения.
Уже к 15 годам стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (тюрки и фарси). Родился он в семье чиновника, дом которого в Герате был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем печати при правителе Хорасана, с которым вместе учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Он оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов. Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Его прогрессивные позиции вызвали недовольство при дворе. В 1487 поэт был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили его оставить службу. Поэт творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. Литературное наследие его велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии XV века. «Сокровищница мыслей» — свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498—1499 хронографически по четырём сборникам-«диванам», соответствующим четырём ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны «газели» (излюбленный жанр, более 2600), отличавшиеся удивительной цельностью. Вершина творчества — знаменитая «Пятерица», тема которой была подсказана поэтом и философом А. Н. А. Джами (1414—1493). В неё входят «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485). По устойчивой восточной традиции «Пятерица» явилась «ответом» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви (1141 —ок. 1202) и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви (1253—1325), писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, поэт дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. Книга «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами. Для изучения истории узбекской и персидско-таджикской литературы, их взаимосвязей имели значение антология «Собрание утончённых» (1491— 1492) — краткие характеристики писателей эпохи Навои. В конце жизни Алишер написал аллегорическую поэму «Язык птиц» с (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный и сердец» (1500) — о наилучшем устройстве человеческого общества. Он боролся за право человека на счастье. Трагически осознавая невозможность осуществления своих политических идеалов, он тем не менее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.