Тип календаря

Николай Александрович Добролюбов (1836—1861). Русский литературный критик, революционный демократ. 175 лет со дня рождения.

Родился в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848—1853). В 1857 окончил Главный педагогический институт в Петербурге. В 1856 познакомился с Н. Г. Чернышевским (1828— 1889), затем с Н. А. Некрасовым (1821— 1882) и вскоре стал их соратником по работе в журнале «Современник». Сотрудничал также в «Журнале для воспитания» (1857— 1859). В 1858 опубликовал работы, проникнутые духом воинствующего демократизма, в которых обосновал свои литературно-эстетические, философские и исторические взгляды. В 1859—1860 появились статьи «Что такое обломовщина?» (о романе И. А. Гончарова «Обломов»), «Темное царство» и «Луч света в темном царстве» (о пьесах А. Н. Островского), «Когда же придет настоящий день?» (о романе И. С. Тургенева «Накануне»), Призывал к ликвидации крепостничества и всех его порождений (статья «Черты для характеристики русского простонародья», 1860 и др. Свой метод художественного анализа Н. Добролюбов называл «реальной критикой». Руководствуясь этим методом, стремился толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая автору никаких идей и задач. Особенность его критического искусства — в умении соединять эстетический анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, которая эти образы породила. Он осуждал и высмеивал искусство, лишенное прогрессивного общественного содержания, ставшее достоянием «праздных ленивцев». Страстный полемист, Добролюбов пользовался разнообразными критическими жанрами и приемами (ироническое восхваление, фельетон, язвительная пародия в стихах и прозе) в борьбе против поверхностной литературы, нетворческой поэзии, реакционной журналистики. В мае 1860 он по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулеза. Жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии, где происходили события, связанные с национально-освободительным движением под руководством Дж. Гарибальди (1807—1882). Эти события дали материал для серии статей, в которых он, используя опыт итальянской революции, разоблачал буржуазный либерализм и прославлял республиканцев(«Непостижимая странность», «Отец Александр Гавацци и его проповеди», «Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура» и др.). В 1861 он вернулся на родину, так и не поправив здоровья. Острый туберкулезный процесс, напряженная работа свели его в могилу. Добролюбов был страстным защитником народных интересов. Содержание его деятельности определяется отрицанием монархии и крепостнической системы, в которой он видел основную причину отсталости России, борьбой за экономическое и культурное развитие страны, за широкое просвещение народа. Он стремился найти для России такую форму экономического развития, которая обеспечила бы процветание крупного производства и исключила возможность эксплуатации трудящихся. По его мнению, такой формой могли быть промышленно-земледельческие ассоциации, организуемые на базе крестьянских общин. В основе его материалистических убеждений лежала вера в зреющие силы народа, в успех крестьянской революции, которую должна возглавить разночинная интеллигенция. Исключительная личная порядочность, самоотверженность, несгибаемая воля делали его образ чрезвычайно привлекательным примером для демократически настроенной русской молодежи. Добролюбов не был сторонником развития России по капиталистическому пути. Литературная деятельность Добролюбова оставила яркий след в истории русской критики, эстетики, публицистики. Он также был крупным поэтом.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать