Марсель Пруст (1871—1922). Французский писатель. 140 лет со дня рождения.
Сын врача, родился в Париже. В 1882 поступил в лицей Кондорсе. Часто отсутствовал из-за астмы. Выпускные экзамены на звание бакалавра сдал в июле 1889, был особо отмечен за сочинение по французскому языку. Вскоре стал посещать модные литературные и художественные салоны. Учился на юридическом факультете Сорбонны, но курса не окончил. Вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро». С ноября 1889 Пруст в течение года проходил военную службу в Орлеане. В начале 1892 с друзьями основывает журнал «Пир». В 1894 он публикует книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Книга проходит почти незамеченной и даёт автору репутацию светского человека и дилетанта. В 1896 выходит сборник новелл «Утехи и дни». Годом раньше он начинает писать большой роман «Жан Сантей», работа над которым прервалась в 1899 и была окончательно оставлена. Активное участие в политической жизни Пруст принял лишь однажды, в период «дела Дрейфуса». Он подписал воззвание деятелей культуры о пересмотре приговора, уговорил Анатоля Франса (1844—1924) также подписать этот текст. В 1903 умер отец, а в сентябре 1905 горячо любившая его мать. Пруст получает богатое наследство, но тяжёлая форма астмы вынуждает его с 1906 вести затворнический образ жизни. Около 1907 начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». К концу 1911 первая версия «Поисков» завершена. В ней было три части («Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретённое время»). Книга должна была уместиться в двух объёмистых томах (в 1912 она называлась «Перебоями чувства»). Пруст долго не мог найти издателя. Шестнадцать томов «Поисков», состоящих из семи романов, печатались с 1913 по 1927 (последние 6 томов опубликованы посмертно). Рассказчик в романах — отпрыск богатого буржуазного семейства, не отличающийся здоровьем и не занимающийся какой-либо практической деятельностью, с юности получивший доступ в аристократические круги. Наиболее серьёзное испытание его жизни — мучительная любовь к Альбертине, во многом вызванная и поддерживаемая ревностью. Герой испытывает подлинный интерес к литературе и искусству, но его собственные творческие попытки в течение долгого времени безрезультатны. Лишь в последнем романе цикла—«Обретённое время»— герой начинает писать роман о своей жизни, ибо убеждается в том, что только художественное творчество, основанное на интуиции, сообщает смысл человеческому существованию, «утраченному времени». Многие эпизоды в книгах Пруста привлекают внимание к явлениям субъективного восприятия пространства и времени и особенно непроизвольной памяти. Внутренняя жизнь героя воспроизводится как «поток сознания». Писатель стремится показать недостоверность, относительность представлений человека о себе, о мире и обществе, расшатанность, непрочность самого общества. Хотя Пруст считал, что в 1918 завершил книгу, он продолжал усиленно работать и править её до последнего дня своей жизни. За один из романов эпопеи «Под сенью девушек в цвету» в 1919 ему присудили Гонкуровскую премию. Осенью 1922, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел бронхитом, который потом перешёл в воспаление лёгких.