Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968). Писатель. 120 лет со дня рождения
Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве. Во время Первой мировой войны 1914—1918 работал санитаром, матросом, репортёром и редактором газет. Участвовал в Гражданской войне 1918 (в боях против Петлюры). Первое своё произведение напечатал в 1912, профессиональным писателем стал с 1927. После Октябрьской социалистической революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-1929).
Свою литературную деятельность начал серией новелл, изображающих жизнь моряков и быт приморских южных городов. Писателя остро интересует здесь проблема несоответствия мечты и действительности. Он уделяет особое внимание образу «мелкого» человека, столкновения его мечтаний с грубой изнанкой жизни. Ранние произведения (сборники рассказов и очерков «Морские наброски», 1925; «Минетоза», 1927; «Встречные корабли», 1928) отличает острый динамичный сюжет. Их герои — прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений.
В последующих своих произведениях Паустовский переходит к изображению интеллигентов, включающихся в практику социальной борьбы. Горизонт повествователя расширяется, произведения его получают заострённость. В романе «Блистающие облака» (1929) интеллигенты вроде капитана Кравченко, писателя Берга, журналиста Батурина в борьбе с врагами советской страны перестают быть людьми, «оторванными от своего века», и находят, хотя и с опозданием, себе место в новой жизни. Смысл романа — утверждение необходимости включения интеллигента в революционную работу как единственного пути, на котором преодолевается узость кругозора мелкого человека.
Известность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932), в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. Эта работа выдвинула Паустовского в первые ряды советских литераторов. Здесь органически соединились элементы художественного очерка, литературы путешествий, драматически насыщенной новеллы о Гражданской войне, психологического эскиза. Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее, окрылена романтической целеустремлённостью.. Писатель образно выразил своё восприятие действительности: «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».
В 1930-х написаны повести, разнообразные по тематике и жанру: «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), а также биографические повести о людях искусства: «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе — 1937), «Тарас Шевченко» (1939). В 1955 Паустовский опубликовал повесть «Золотая роза» о «прекрасной сущности писательского труда». Много лет он работал над автобиографической «Повестью о жизни», которая по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя.