Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Писатель. 200 лет со дня рождения


Родился в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822—1830). Окончил словесное отделение Московского университета (1831—1834). В 1830-е сблизился с семьей академика живописи Н. А. Майкова (1794—1873). В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье («Подснежник» и «Лунные ночи»), поместил анонимно первые сочинения («Лихая болесть», 1838, «Счастливая ошибка», 1839). Из ранних произведений значителен очерк «Иван Саввич Поджабрин» (1842, опубликован 1848).
В 1846 познакомился с В. Г. Белинским (1811—1848), сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубликован первый роман Гончарова «Обыкновенная история». Белинский отметил в нём «...страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!» В 1852—1854 писатель участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина (1804—1883) в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат "Паллада"» (отдельное издание 1858). В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии.
Второй роман «Обломов» (1859) выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова — типичный характер, порождённый отсталостью русской жизни, психологией косности и паразитического существования. В последнем романе «Обрыв» (1869), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение «старой правды», с другой — сказалось предвзятое отношение к «нигилизму» (образ Марка Волохова) и стремление найти положительное начало в помещичьей среде (образ бабушки).
В последние годы жизни Гончаров написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи. В лучшей своей статье «Мильон терзаний» (1872) дал тонкую оценку «Горя от ума» А. С. Грибоедова (1795—1829) и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки писателя о собственных сочинениях: «Предисловие к роману «Обрыв» (1869, опубл. 1938), «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв» (1876, опубл. 1895), «Лучше поздно, чем никогда» (опубл. 1879).
Гончаров вошёл в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны
жизни русского общества 1840—1860-х. Три романа объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.
В статье «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбов (1836—1861) охарактеризовал своеобразие реализма Гончарова как «...уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его...».
Понятие «обломовщина» стало образом отсталости, паразитизма, лени и инертности.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать