Тип календаря

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (1759-1805). Немецкий писатель. 250 лет со дня рождения.

Родился в семье фельдшера, состоявшего на службе у вюртембергского герцога. По высочайшему приказу был зачислен в военную школу, переименованную затем в академию, где обучался на юридическом и медицинском отделениях. В академии познакомился с моралистической философией А. Шефтсбери (1671—1713), идеями английских и французских просветителей Дж. Локка (1632-1704), Ш. Л. Монтескье (1689-1755), Вольтера (1694-1778), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), творчеством У. Шекспира (1564—1616). По окончании академии (1780) получил должность полкового врача в Штутгарте. К этому времени была написана первая трагедия «Разбойники» (1781), в которой выражен протест против феодальных порядков в Германии. В 1783 создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе». За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его покинуть владения герцога. Поэт поселился в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь», 1784). Эта «мещанская трагедия» (так автор определил её жанр) обозначила контуры большого социально-философского произведения, выполненного вскоре на основе исторического материала. В 1783—1787 работал над пьесой «Дон Карлос» (из испанской истории XVI в.). Задуманная первоначально как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя — «гражданина вселенной» — маркиза Позы. С отъездом в Веймар (1787) открылась новая фаза в творчестве драматурга. Год спустя он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1-й том), где освободительное движение маленького нидерландского народа трактуется как предвестие борьбы старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте (1749—1832) занял должность экстраординарного профессора истории Йенского университета, где прочёл вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1793 опубликовал «Историю Тридцатилетней войны». К этому времени стал приверженцем философии И. Канта (1724—1804), влияние которой ощущается в его эстетических работах: «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796). Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Сочувственно встретил весть о Великой французской революции (1789-1794). В 1792 Конвент присвоил ему звание «почётного гражданина Французской республики». Однако, одобряя низвержение феодальных порядков, поэт порицал казнь Людовика XVI (1754—1793), в которой увидел насилие, неприемлемое для него в любых формах, Отвергая революционные средства общественного переустройства, писатель выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что «путь к свободе ведёт только через красоту». В соответствии со своей эстетико-политической программой отстаивал принципы идеализации, что отразилось и в лирике конца 1780-х — начала- 1790-х («Боги Греции», «Художники», ода «К радости», вдохновившая Л. ван Бетховена (1770—1827)). Творчество Шиллера высоко ценили И. С. Тургенев (1818-1883), Л. Н. Толстой (1828-1910). Романы Ф. М. Достоевского (1821—1881) содержат прямые отклики на произведения писателя. В 1805 поэт начал работу над драмой «Дмитрий», посвященной Смутному времени русской истории, но она осталась незавершённой.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать