Генрик Гейне (1797—1856). Немецкий поэт. 215 лет со дня рождения

Родился в небогатой еврейской семье. В университете числился на юридическом факультете, но охотнее посещал занятия по филологии и философии. В 1821—1823 слушал лекции Г. Гегеля (1770—1831). Лучшие стихи этого периода вошли в «Книгу песен» (1-е полное изд. 1827). Поэт-новатор, Гейне тонко уловил склад и певучую интонацию немецкой народной лирики, избавив её от архаизмов и длиннот и прочно соединив с идеями политического и социального освобождения. В «Путевых картинах» (1826—1831) представлена современная поэту Германия с её отсталостью, бесплодной учёностью, бесправием и филистёрством.

В мае 1831 поэт выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом до конца своих дней. Немцев он увлекает политическим опытом французов, их примером активной политической борьбы. Его сочинения «Французские дела» (1832) и «Лютеция» (1840—1847) — хроника и анализ политической жизни страны. В Париже изучает доктрины социалистов, при этом он не верит в мирное торжество нового общественного строя. В 1843—1844 пишет «Современные стихотворения», в 1843 опубликована поэма «Атта Тролль», в 1844 — «Германия, зимняя сказка». Первая направлена против немецких мещан, выдающих за истинный социализм карикатуру на него, причём в его национальном, немецком виде. Вторая — смотр силам, которые могли бы совершить революцию в Германии, призыв к тому, чтобы эта революция прошла в наиболее радикальных формах.

Национализм, милитаризм обличаются у него как злейшие враги демократии. Политические стихи Гейне — образец реализма в поэзии, сочетающего острую злободневность с идейными перспективами.
В очерках «Французские художники» (1831), письмах «О французской сцене» (1837) поэт проявил себя как первоклассный художественный критик. Ознакомлению читателей с жизнью и культурой Германии служили его сочинения «Романтическая школа» (1836), «К истории религии и философии в Германии» (франц. изд. 1835), в которых Гейне порицал немецких романтиков за тяготение к союзу с феодальными силами и с католической церковью, одновременно отмечая их заслуги как знатоков и пропагандистов народной художественной культуры. Величайшим представителем немецкой литературы был для него убеждённый реалист, поклонник природы И. В. Гёте (1749—1832).

Однако он осуждал его за примирительное отношение к немецкой буржуазии. С 1846 поэт становится жертвой мучительной болезни, приковавшей его к постели и лишившей возможности участвовать в Революции 1848: его стихи лишь изредка появлялись в печати. В 1851 выходит «Романсеро» — книга стихов, знаменующая особый этап в творчестве поэта. Скорбь и ирония этой книги подсказаны и личными мотивами, и поражением буржуазной революции в Европе. В 1853—1854 публикуются «Признания», где автор объявляет о своём обращении к религии, но с насмешкой по собственному адресу. Он и в последние годы жизни возвращался к политической поэзии, бичуя ошибки революционного движения, с надеждой, что движение возродится в новом, более высоком виде.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать