Тип календаря

Джеймс Фенимор Купер (1789-1851). Американский писатель. 220 лет со дня рождения.

Родился в Берлингтоне, штат Нью-Джерси. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимость землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, он вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» — понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое — между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг — пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 в 14-летнем возрасте поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключён за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте — сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826— 1833 он занимал пост американского консула в Лионе. В эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 собирался в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пёстрый жизненный опыт, с разной мерой художественной убедительности, отразился в его творчестве. Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и почти случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. А до этого биография складывалась вполне рутинно. Своей всемирной славой он обязан не трилогии о земельной ренте («Чёртов палец», 1845; «Землемер», 1845; «Краснокожие», 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами. И не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского Средневековья («Браво», 1831; «Гей-денмауэр», 1832; «Палач», 1833). И не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828; «Морская волшебница», 1830). И тем более не сатирам, вроде «Мони-конов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Репутация его как классика национальной и мировой литературы прочно держится на пенталогии о Натти Бампо — Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному — Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином): «Пионеры» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нём прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Во многом связанное с просветительной литературой XVIII в. его творчество принадлежит к раннему периоду американского романтизма. Выразительно изображая социальные и расовые конфликты США, ввёл новые этнографические мотивы, раскрывавшие быт и нравы американских аборигенов-индейцев, на специфическом американском материале отразил типичный для романтизма антагонизм природы и искусственной цивилизации. Его литературное наследие, созданное для взрослых, со временем прочно вошло в золотой фонд детской литературы.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать