«Когда ты достигаешь успеха, не забудь
отправить лифт обратно вниз для следующего парня». 
(Стэн Кентон, пианист)

Эта осень обещает быть необычайно музыкальной, ведь отечественному джазу исполнится 100 лет.

Возникнув в южных штатах США в начале ХХ века, джаз быстро распространился по всем странам и континентам. В Россию он пришёл 100 лет назад: первое выступление Валентина Парнаха и его смелого джаз-банда состоялось 1 октября 1922 года в Большом зале Государственного института театрального искусства в Москве.

С тех пор джаз неизменно вызывает восторг и целый спектр эмоций у слушателей, будь то «физики» или «лирики». Немало среди его поклонников и писателей, например, таких, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Сергей Довлатов и Харуки Мураками. Предлагаем вам открыть заново мир джаза на страницах книг этих замечательных авторов.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Великий Гэтсби»

Ф. С. Фицджеральд был не просто поклонником джаза, его произведения пропитаны этой музыкой. Его знаменитый роман «Великий Гэтсби» многие критики (да и сам Фицджеральд) считают шедевром американской литературы, символом «эпохи джаза». Впервые опубликованный в 1925 году, он переиздаётся большими тиражами до сих пор. А его герой, Джей Гэтсби, неизменно вызывает интерес у читателей.

Цитата из книги: «В восемнадцать лет наши убеждения представляют собой холмы, с которых мы оглядываем окрестности; а в сорок пять убеждения – это пещеры, в которых мы прячемся».

Рекомендации по чтению: читать прославленный роман «Великий Гэтсби» лучше всего тихими летними вечерами, слушая при этом баллады джазового трубача Луи Армстронга и певицы Эллы Фицджеральд.

Где взять: роман Ф. С. Фицджеральда есть на взрослом абонементы ЦГБ им. Н. Островского, а баллады Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга – в альбоме «Ella and Louis» (1956) (см. ссылку: https://music.youtube.com/watch?v=Wcbu87OhZTA&list=OLAK5uy_kEReN5gYSsljhOw0uTSgNDZ-WlAcxz4IE).


 

Сергей Довлатов «Заповедник»

Сергея Довлатова, одного из самых популярных и читаемых русских писателей конца ХХ и начала XXI века, с джазом познакомил отец ещё в детстве. Многое в его судьбе было непростым. Жизненные испытания, неуверенность в себе, сложные личные отношения, преследования спецслужб в советское время вынудили писателя иммигрировать в Соединенные Штаты. Отдушиной для С. Довлатова была его писательская деятельность, и конечно, джаз.

Одна из самых известных и лаконичных фраз о джазе принадлежит именно Сергею Довлатову: «Джаз – это мы сами в лучшие наши часы».

Рекомендации по чтению: попробуйте почитать повесть Сергея Довлатова «Заповедник» летним утром на берегу реки, слушая при этом, как звучит саксофон легендарного Чарли Паркера.

Где взять: «Заповедник» С. Довлатова есть на взрослом абонементе и в книгохранении ЦГБ им. Н. Островского, а Чарли Паркера можно послушать на ЯндексМузыке (см. ссылку: https://music.yandex.ru/artist/938 )


 

Харуки Мураками «Джазовые портреты»

Харуки Мураками известен не только как писатель, но и как обладатель коллекции из 40 000 виниловых пластинок. Книга «Джазовые портреты» состоит из миниатюрных лирических эссе о джазовых музыкантах. Иллюстратором книги выступил Макото Вада. Каждое эссе дополнено краткой биографической справкой и рекомендацией альбома с фотографией конверта.

Цитата из книги: «В свое время я зачитывался книгами самых разных авторов. Увлекался творчеством многих джазовых исполнителей. В результате роман как литературное произведение ассоциируется у меня со Скоттом Фицджеральдом, а джаз – со Стэном Гетцем. Возможно, между ними есть что-то общее. Не спорю, у каждого из них есть и свои недостатки. В конце концов, надо же им было чем-то жертвовать. В противном случае, со временем их красоту бы просто забыли. Именно поэтому я в равной степени ценю в них как красоту, так и недостатки».

Рекомендации по чтению: этой книге лучше всего посвятить конец лета – начало осени и при этом слушать саксофониста Стэна Гетца, прозванного «The Sound» («Звук») за то, что извлекал из своего инструмента красивейшие звуки.

Где взять: «Джазовые портреты» можно найти на взрослом абонементе ЦГБ им. Н. Островского, а Стэна Гетца послушать на Youtube (см. ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=hyaTChd-7BY&ab_channel=AllThatJazzDonKaart ).


 

Этот список писателей, увлечённых джазовой музыкой, легко продолжить. Например, почитать стихотворение Иосифа Бродского «От окраины к центру» или «Свадебный блюз» Стивена Кинга, «Преследователя» Хулио Кортасара или «Пену дней» Бориса Виана. Эти произведения есть в фондах нашей библиотеки. Слушать же при этом можно, например, записи джаз-оркестров Леонида Утёсова, Олега Лундстрема и Николая Минка, которые есть в нашем секторе искусств.

Для тех же, кто собирает домашнюю библиотеку, советую обратить внимание на книгу, которую можно купить в книжном интернет-магазине «Лабиринт»

«1900. Легенда о пианисте» Алессандро Барикко

Итальянский писатель Алессандро Барикко написал тонкую и пронзительную историю об одарённом музыканте, выступающем на борту большого лайнера.  Сюрреализм произведению придаёт то, что герой никогда не сходил на берег. Будучи найденным в 1900 году на пароходе в коробке из-под фруктов, мальчик всю свою жизнь, с детства до самой смерти, провел на корабле, который путешествовал из Америки в Европу.

В «1900. Легенда о пианисте» вы найдёте не только непростую жизненную историю, но и красивейшую джазовую музыку.

Цитата из книги: «Мы играли рэгтайм, потому что это музыка, под которую танцует Бог, когда его никто не видит».

Слушайте джаз и читайте хорошие книги!





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать