С чего начинается театр? Говорят, что с вешалки. А может, всё-таки с его духа? В Малом театре существует поверье, в которое свято верит его художественный руководитель Юрий Соломин: если разобрать крышу здания, то дух непременно покинет этот храм искусства. По-настоящему почувствовать дух театра можно в его закулисье – тайном для зрителя месте. А заглянуть туда можно с помощью книг.
Три абсолютно камерные истории объединены одним местом – театральным закулисьем.
Михаил Булгаков «Театральный роман»
Михаил Булгаков написал по-настоящему изящную и весьма необычную историю о МХАТе начала ХХ века, в персонажах которой легко узнаются и Станиславский, и Немирович-Данченко, и другие известные театральные личности. В ней трагедия соседствует с комедией и даже с мистикой.
Кстати, одну из лучших постановок «Театрального романа» можно увидеть на сцене Студии Театрального Искусства с Иваном Янковским в главной роли. Спектакль идёт там с 2014 года. Это не прямая инсценировка «Театрального романа», а самостоятельная сценическая композиция. Жанр спектакля определён, как «сны и кошмары начинающего литератора».
Цитата из книги: «Из-за вас я нахамила не тому, кому следует!»
Рекомендации по чтению: прочтите этот роман перед открытием очередного театрального сезона, чтобы скрасить время ожидания.
Книга есть на юношеском абонементе ЦГБ им. Н. Островского.
Сомерсет Моэм «Театр»
А вот английский писатель Сомерсет Моэм поведал нам тонкую, едко-ироничную историю блистательной, умной актрисы Джулии Ламберт. Эта увлекательная история неподвластна времени потому, что каждый читатель находит в ней что-то лично для себя.
Одной из лучших экранизаций этого романа считается телевизионный фильм, снятый на Рижской киностудии в 1978 году. Главные роли в нём сыграли Вия Артмане, Гунар Цилинский и Ивар Калныньш. В одном из интервью Вия Артмане сказала о своей героине: «Джулия близка всем. Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но прежде всего, Джулия – человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом её прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая. Она привлекательна, потому что честна. Дай бог каждой женщине быть такой честной».
Цитата из романа: «”Весь мир - театр, в нем женщины, мужчины - все актеры” [Вильям Шекспир, "Как вам это нравится"]. Но то, что я вижу через эту арку, всего-навсего иллюзия, лишь мы, артисты, реальны в этом мире. Вот в чем ответ Роджеру. Все люди - наше сырье. Мы вносим смысл в их существование. Мы берем их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаем из них красоту, их жизненное назначение - быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения. Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нем некому играть?»
Рекомендации по чтению: прочтите этот роман, если вы забыли или просто желаете узнать, кто такая – Женщина.
Книга есть на юношеском абонементе и в книгохранении ЦГБ им. Н. Островского, а также в филиалах № 3 и № 14.
Борис Акунин «Весь мир театр»
У Бориса Акунина есть целая серия исторических детективов, объединённых главным героем Эрастом Петровичем Фандориным. Каждый из этих романов написан в определённом стиле: конспирологический детектив, шпионский детектив, герметичный детектив. этнографический детектив и т. д.
В 2009 году Борис Акунин написал театральный детектив, в котором знаменитый Эраст Петрович Фандорин по настоятельной просьбе Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, вдовы А. П. Чехова, расследует таинственной происшествие в театре «Ноев ковчег». В ходе расследования Эраст Петрович даже решается стать драматургом и буквально за несколько дней сочиняет «идеальную» пьесу в японском духе – «Две кометы в беззвёздном небе». Кстати, эта пьеса дана в приложении к роману.
Цитата из романа: «Насколько легче жилось бы на свете, если бы всякий человек относился к себе с уважением».
Рекомендации по чтению: прочтите этот роман, если Вас одолела осенняя хандра, и вы увидите, что весь мир-то поистине – театр. А не это ли прекрасно?
Книга есть на взрослом абонементе ЦГБ им. Н. Островского.
Этот список можно без труда продолжить. Например, прочитать шутку-водевиль Петра Григорьева «Дочь русского актёра». Это займёт у Вас не больше 20 минут. Или причитать пьесу итальянского драматурга Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Она перевернёт Ваши представления о театре. Или прочитать книгу одного из лучших современных режиссёров Алексея Бородина «На грани утопий». Она расскажет, как перевести на язык сцены самые разные материи – от философских парадоксов до повседневного быта, в общем, всю нашу жизнь.
Приятного чтения!