Чарлз Диккенс (1812—1870). Английский писатель. 200 лет со дня рождения
Сын портового чиновника. В связи с разорением отца и заключением его в долговую тюрьму ещё мальчиком помогал семье. Позднее был парламентским стенографом и газетным репортёром. В первом произведении — «Очерки Боза» (1836) сказалась склонность Диккенса к реалистической сатире, проявился его жизнелюбивый юмор и сентиментальный пафос, в основе которого — социальное сострадание.
Роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) — комическая эпопея, в центре которой благодушный чудак мистер Пиквик, наивный и трогательный благодетель человечества.
В дальнейшем писатель становится на путь критического реализма. Роман «Приключения Оливера Твиста» (1838) написан под впечатлением закона о бедных, обрекшего безработных и бедняков на голодное вымирание в так называемых работных домах. Своё возмущение невыносимыми условиями существования народных масс писатель воплотил в истории мальчика, рождённого в доме призрения и обречённого на скитания по мрачным трущобам Лондона. В конце романа всё же одерживает верх традиционная моральная схема и добродетель (в лице «добрых» капиталистов) торжествует. В романе «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей и азоблачению могущества «злых денег». Однако в конце романа вновь торжествует фиктивная компромиссная социальная сила — «добрые деньги».
Сентиментальное умонастроение особенно сказалось в «Лавке древностей» (1841) и в «Рождественских повестях» (1843—1846), где использовано и сказочное начало.
Переходными от ранних сочинений к зрелому реалистическому творчеству явились любимые юношеством романы «Домби и сын» (1848), где в центре — образ жестокого собственника, и «Дэвид Копперфилд» (1850) — роман воспитания, в котором прослеживается жизнь героя, напоминающая жизнь самого Диккенса. Постепенно писатель обретает более глубокий взгляд на буржуазное общество как единую систему зла. Он отказывается от прежней схемы романа-авантюры и переходит к социально-проблемному роману. Создаёт непревзойдённые по сатирической насыщенности гротескные образы буржуазных дельцов.
В «Крошке Доррит» (1857) изображена мрачная долговая тюрьма Маршалси, одним из обитателей которой некогда был отец писателя.
Другая сфера действительности — жизнь государственных учреждений буржуазной Англии, которые писатель сатирически обессмертил под названием «Министерства околичностей». Он дал здесь символически обобщённое изображение зловещих закономерностей капиталистической системы, превращающих отдельного человека в игрушку непознанных им враждебных сил.
Мировая слава писателя утвердилась непосредственно вслед за выходом его первых книг. Творчество Диккенса представляет панораму английской жизни Викторианской эпохи. Хотя в произведениях нередко описаны жестокие и даже катастрофические ситуации, восприятие мира не признаёт безнадёжности и отчаяния, Даже самые тягостные обстоятельства не способны подорвать веру его героев в конечное торжество добра или воздаяние за гробом.