Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937—2010). Поэтесса. 75 лет со дня рождения
Будущая поэтесса появилась на свет в Москве. Ещё в школьные годы начала
писать стихи, работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». По окончании школы поступила в Литературный институт имени А. М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки поэта И. Л. Сельвинского (1899—1968): «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».
Во время учебы в Литинституте Ахмадулина занималась журналистикой, писала очерки («На сибирских дорогах» и другие).
В 1959 была исключена из института за отказ участвовать в травле Б. Л. Пастернака (1890—1960), но затем восстановлена. В1960 окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. В 1964 снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина (1929—1974) «Живёт такой парень».
Первый сборник стихотворений «Струна» появился в 1962. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад». В 1989 ей была присуждена Государственная премия СССР. Голос поэтессы был неповторим и самобытен. Для её стихов с самого начала характерны напряжённый лиризм, изысканность форм. Для неё любая мелочь могла служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события. Всё могло стать одухотворённым, символичным.
Поэтесса расширяла свою лексику и синтаксис, обращалась к архаическим элементам речи, которые переплетала с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращало им в контексте первоначальный смысл.
Не статика, а динамика определяла ритм её стихов. Поначалу доля необычного в них была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее. Прекрасная Дама российской поэзии своим изысканным обликом и слогом продолжала классическую традицию. Иосиф Бродский (1940— 1996) называл её «несомненной наследницей несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».
Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР. В 1970-е поэтесса посетила Грузию, эта земля заняла в её творчестве заметное место. Переводила стихи многих грузинских авторов.
В 1979 она участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь», не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк-тайме», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». В1977 она была избрана почётным членом Американской академии искусства и литературы.
Она была автором многочисленных эссе о русских писателях, поэтах и других крупных творческих личностях, которые, по её словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».