Алексей Константинович Толстой (1817—1875). Поэт, писатель, драматург. 195 лет со дня рождения
В 1840-х формируется талант писателя — лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные позднее) приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы» и другие).
Первая публикация — фантастическая повесть «Упырь» (1841) под псевдонимом Краснорогский. С 1854 в соавторстве с братьями А. М. Жемчужниковым (1821 -1908) и В. М. Жемчужниковым (1830-
1884) печатал в «Современнике» стихи и литературные пародии от имени вымышленного персонажа Козьмы Пруткова.
В 1861 отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений поэта. В последнее десятилетие жизни писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и другие), поэмы, лирические стихи.
В произведениях Толстого отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотворные сатиры «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», 1868; «Сон Попова», 1873), но не сочувствовал и революционным идеям, оспаривал революционно-демократическую эстетику (баллады «Поток-богатырь», «Порой весёлой мая»).
Основные достоинства романа «Князь Серебряный» — живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии, рисуя трагедию трёх царствований конца XVI — начала XVII века, Толстой показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображённых в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. «Царь Федор» «открыл» в 1898 первый сезон МХТ Лирические стихотворения поэта просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной»).
Автор вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами.