Тип календаря

Агния Львовна Барто (1906—1981). Поэтесса. 105 лет со дня рождения.

Родилась в Москве в семье ветеринарного врача. В годы учебы в гимназии, испытывая творческое влияние А. А. Ахматовой (1889-1966) и В. В. Маяковского (1893— 1930), начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. В. Луначарский (1875—1933) и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать. Училище было успешно окончено, но балериной Агния так и не стала: ее к тому времени увлекла литература. В 1925 она впервые переступила порог Госиздата. Редактор, просмотрев ее стихи, направил Агнию в отдел детской литературы. Так, можно сказать, и появился новый детский поэт. В том же году были опубликованы книжки стихов для детей - «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка», затем «Братишки» (1928). Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор А. Барто. Она регулярно стала выпускать сборники стихов, говоря о которых К. И. Чуковский (1882— 1969) отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька», «Снегирь» (1939) и других она стала одним из самых известных и любимых детьми авторов. Стихи Барто, отмеченные мягким юмором, ясностью языка, завоевали большую популярность у юных читателей и у взрослых. Ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты ее стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совместно с актрисой Р. В. Зеленой (1902-1991)), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953 «10 000 мальчиков» (1962). В годы Великой Отечественной войн Барто находилась в эвакуации в Свердловск и все же часто выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на всесоюзном и свердловском радио, писала для газет. 1942 была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте. Её стихи военных лет (сборник «Подростки» 1943; поэма «Никита», 1945 и др.) носят основном публицистический характер. В послевоенные годы тон ее стихов некоторое время остается суровым: поэма «Звенигород» (1948), сборник "Стихи детям" (1949), но постепенно смягчается и вскоре вновь радует своей непосредственностью легкостью: в 1958 написан большой цикл сатирических стихов «Лёшенька, Лёшенька» «Дедушкина внучка» и др. В течение девяти послевоенных лет Барто вела на радио передачу «Найти человека». Об этой работе она написала «взрослую» повесть, которая так и называет «Найти человека» (1969). В ней автор рассказывает о поиске семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. С помощью радиопередачи был воссоединено около 1000 семей. В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внуреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с дететского» (1977), в котором Барто объединила переведенные с разных языков детские стихи. В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В1976 ей бы присуждена Международная премия им. X. К. Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира. Государственная премия СССР (1950), Ленинская премия (1972).





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать