94 года назад (22 декабря 1929 года) в г. Хабаровске был подписан советско-китайский протокол, урегулировавший конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.
Данному документу предшествовал другой протокол, подписанный 3 декабря 1929 г. в г. Никольск-Уссурийский (ныне г. Уссурийск) между СССР и Мукденским правительством Китая. Документами было предусмотрено восстановление в полном объеме деятельности всех советских должностных лиц и служб на КВЖД, освобождение всех без исключения советских граждан, арестованных в связи с конфликтом, разоружение белогвардейских отрядов и высылка из Маньчжурии их организаторов, немедленное восстановление деятельности советских консульских учреждений.
Предыстория конфликта, насыщенная многочисленными нарушениями Соглашения 1924 г. о деятельности КВЖД, началась в 1926 г. С 1927 г. насилия и провокации мукденских властей приобрели характер систематических действий, направленных к разрыву советско-китайских отношений и захвату КВЖД. К лету 1929 г. белокитайские войска подошли вплотную к дальневосточным границам. Основные их силы (около 300 тыс. человек) были сосредоточены вдоль железной дороги Хайлар – Маньчжурия, южнее г. Благовещенска, в устье р. Сунгари, в районе Турьего Рога. Под угрозой удара находились жизненно важные коммуникации и районы Забайкалья, Приамурья и Приморья. За девять месяцев 1929 г. число обстрелов советских пограннарядов и приграничной территории по сравнению с 1928 г. возросло втрое. В ряде мест вблизи границы были сорваны полевые сельскохозяйственные работы, погибли люди. От обстрелов враги перешли к дерзким нападениям.
10 июля 1929 г. китайские милитаристы и русские белогвардейцы захватили принадлежащую СССР Китайско-Восточную железную дорогу и начали чинить насилия над советскими рабочими и служащими. Погранзаставы Черняево (Верхний Амур), Полтавка и Платоно-Александровка (Приморье) выдержали многочасовые жестокие бои с численно превосходящими белокитайцами и белогвардейцами. В ответ на провокационные действия 19 июля пограничники и формируемая Особая Дальневосточная армия получили приказ по их пресечению. Осенью были проведены операции: Сунгарийская, Маньчжуро-Чжалайнорская и Хайларская в Забайкалье; Мишаньфуская в Приморье. Врагам был нанесен серьезный урон, сорваны их планы. Однако это их не остановило. Были получены достоверные сведения о том, что белокитайцы после замерзания рек готовятся нанести удар по базам Дальневосточной военной флотилии и г. Хабаровску из Фугдина, расположенного в 40 км от устья р. Сунгари, – мощного оборонительного района, игравшего роль трамплина для броска их войск на территорию СССР. Успешно была проведена Фугдинская операция. Кроме того, было проведено несколько операций меньшего масштаба. Ещё летом одним из мест активных провокаций белокитайцы избрали участок границы вблизи г. Хабаровска. В конце августа особую активность начал проявлять гарнизон китайских войск городка и крепости Тютюпай (ныне Усучжень). Не было дня, чтобы вражеские пули не свистели над с. Казакевичево и советскими пароходами на р. Уссури.
Пограничники получили приказ ликвидировать этот опорный пункт провокаторов. 5 сентября сводный десант из состава Хабаровского пограничного отряда и 2-го Дальневосточного кавалерийского полка ОГПУ (кавполка) численностью 95 человек высадился с монитора Амурской военной флотилии «Свердлов» на китайский берег вблизи г. Тютюпай. До берега бойцы добирались по пояс в холодной осенней воде, неся на плечах пулеметы и снаряжение. В ходе ожесточенного боя противник был выбит из оборонительных сооружений. Позднее десант овладел и крепостью, разрушив ее до основания. На поле боя осталось до 50 трупов вражеских солдат, много раненых, 12 белокитайцев было взято в плен. В этом бою смертью храбрых пали бойцы кавполка: командир отделения И. А. Петухов и курсант полковой школы В. О. Циркин. Активно участвовали пограничники и в боевых действиях в Забайкалье. С переходом в наступление советских войск воспитанник Дальневосточного погранокруга капитан Т. Строкач с отрядом пограничников участвовал в окружении отступающих белокитайцев. Выполняя специальные задания, они побывали в занятых советскими войсками городах Маньчжурия и Чжалайнор. Вплоть до развязки конфликта пришлось пограничникам всех трех комендатур обеспечивать охрану пленённой десятитысячной армии генерала Лян Чжун-дя, его штаба и самого командующего. Подвиг воинов-дальневосточников был по достоинству оценён высшими наградами страны. Ордена Красного Знамени засияли на знаменах Отдельной Дальневосточной армии, Амурской военной флотилии и пограничной охраны Полномочного Представительства ОГПУ. Этот орден увенчал и подвиги более 500 воинов. В честь погибших Запарина и Ким Ю Чена названы улицы в самом центре г. Хабаровска.
Погибшие в бою воины-чекисты И. А. Петухов и В. О. Циркин приказом ОГПУ № 89 от 15 марта 1930 г. навечно занесены в списки 2-го кавполка. В связи с 75-летием событий на КВЖД их имена увековечены на площади Славы, на пилоне памятника-мемориала воинам, погибшим в вооруженных конфликтах и локальных войнах. История КВЖД продолжалась осенью 1931 г. Маньчжурия была оккупирована японскими войсками, с помощью которых было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Дальнейшая эксплуатация железной дороги со стороны Советского Союза оказалась невозможной. В 1933 г., признав окончательное укрепление Японии в Маньчжурии, Советское правительство решило начать переговоры о продаже КВЖД. 23 марта 1935 г. в Токио было подписано соглашение между СССР и Маньчжоу-Го о продаже КВЖД. 11 августа 1945 г. в Москве подписан Договор о дружбе и союзе между СССР и Китайской Республикой и соглашение о Китайско-Чаньчуньской железной дороге, по которому основная магистраль бывшей КВЖД объединялась в одну железную дорогу под названием «Китайско-Чаньчунская железная дорога». 14 февраля 1950 г. в Москве подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, соглашение о Китайско-Чаньчунской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем, а также соглашение о предоставлении СССР китайскому правительству долгосрочного экономического кредита. СССР передал КНР свои права, касающиеся КВЖД. В 1951 г. дорога была переименована в Харбинскую железную дорогу. 31 декабря 1952 г. СССР безвозмездно передал КНР свои права по управлению железной дорогой со всем принадлежащим ей имуществом.
См.: Конфликт на КВЖД : из истории Советских Вооруженных Сил / под ред. В. П. Зимонина. – Хабаровск : Кн. изд-во, 1989. – 171 с : ил.; Филонов, А. М. …Демаркации не подлежат / А. М. Филонов. – Хабаровск : Приамур. геогр. о-во, 1999. – 75 с.; Гурбан, Н. Я. Советско-китайские отношения на Дальнем Востоке в 1924–1929 гг. : [в т. ч. о конфликте на КВЖД в 1929 г.] / Н. Я. Гурбан // Воен.-ист. журн. – 2007. – № 12. – С. 31–33; [Хабаровский протокол об урегулировании конфликта на КВЖД, 22 дек. 1929 г.] // Документы внешней политики СССР. – М., 1967. – Т. 12. – С. 673–676; Носов, С. Конфликт на КВЖД [1929 г.] / С. Носов // Пограничник. – 2002. – № 5. – С. 64–66 : фот.; Суковатый, В. Взгляд с другой стороны : [о событиях на КВЖД, 1929 г.] / В. Суковатый // Сувор. натиск. – 2003. – 24 июля. – С. 4, 5; Старостенков, Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 2. От Первой мировой до Великой Отечественной, 1917–1941 / Н. В. Старостенков ; под ред. Г. И. Когатько. – М., 2001. – С. 360–400; Котельников, В. Авиация в Сунгарийской операции 1929 г. // ФлотоМастер. – 2007. – № 1. – С. 28–31.
А. М. Филонов