75 лет со времени беспосадочного перелёта экипажа самолёта АНТ-25 в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, А. В. Белякова по маршруту: Москва – Петропавловск-Камчатский.

В 1930-е гг. усиленными темпами идёт освоение Дальнего Востока, прокладывается Северный морской путь, осваивается и воздушное пространство. Первоначально задумывался полёт, как об этом пишет один из его участников Г. Ф. Байдуков, по маршруту Москва – Северный полюс – Америка под руководством героя челюскинской эпопеи С. А. Леваневского. Однако полёт не удался. Задача осталась: беспосадочный перелёт через Северное побережье, но изменены: маршрут «Москва – Петропавловск-Камчатский», члены экипажа, сроки. В составе экипажа – Валерий Павлович Чкалов, лётчик-истребитель, признанный виртуоз посадки в сложнейших условиях; Георгий Филиппович Байдуков, лучший в авиации специалист по «слепым» полётам; штурман Александр Васильевич Беляков, руководитель кафедры штурманского дела Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского, лучший знаток авианавигации. Экипаж сам выбрал самолёт АНТ-25 – цельнометаллический одномоторный моноплан. Конструкция самолёта позволяла перелёты на огромнейшие расстояния Полтора месяца шли усиленные тренировки и испытания. Ранним утром 20 июля 1936 г. с московского аэродрома Щелково стартовал тяжело загруженный самолёт АНТ-25 в направлении на север. Он должен был пройти без посадок из Москвы вдоль берегов Северного Ледовитого океана до Петропавловска-Камчатского. В те времена на значительные территории Заполярья не существовало точных карт. Путь пролегал через Землю Франца-Иосифа, остров Северной Земли, бухту Тикси на высоте 4000–4500 метров. Достигнув Петропавловска-Камчатского, самолет сделал круг и сбросил вымпел. Предстоял обратный путь до Хабаровска. Над Охотским морем – густая облачность, дождь и туман. В. П. Чкалов ведёт самолёт с помощью своего легендарного чутья. Радиосвязь неустойчива, мешает обледенение. Чуть ли не на бреющем полёте пришлось лететь над штормовым Охотским морем. Вскоре поступила радиограмма «Приказываю прекратить полёт, сесть при первой возможности. Орджоникидзе». 22 июля в 13 часов 40 минут по московскому времени В. П. Чкалов умело посадил машину на острове Удд близ Николаевска-на-Амуре. 56 часов 20 мин находился самолет в воздухе, было пройдено 9734 км, из них 600 км – в обход циклонов, остальные – по намеченному маршруту, 5140 км из них над Северным Ледовитым океаном и Охотским морем. Экипаж самолёта встречали как героев. Это было и на острове, и в Николаевске-на-Амуре, и в Хабаровске, и в Москве. С помощью местных жителей, воинов-краснофлотцев была построена деревянная взлётная полоса длиной 500 м, шириной 35–50 м. Газеты всех стран писали восторженные статьи о мужественных лётчиках, о высоких качествах самолёта: «Этому полёту нет равного в мире»; «… перелёт через Северный полюс возможен, и именно на этом самолёте»; «Это действительно один из самых выдающихся перелётов в истории авиации»; «Перелёт Чкалова – замечательное, выдающееся достижение. Оно дало всему миру неопровержимое свидетельство высокого технического уровня советской авиации и исключительного мастерства её пилотов». Это была победа советского самолётостроения. 24 июля 1936 г. членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать