75 лет назад вступила в строй действующих первая очередь Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске-на-Амуре (1936), ныне ОАО «Амурский судостроительный завод».
13 февраля 1932 г. приказом народного комиссара тяжелой промышленности был образован государственный трест «Дальпромстрой», на который возлагалась задача строительства нового предприятия. Ввод в эксплуатацию дальневосточного гиганта судостроения намечался на 1 марта 1933 г. Был определён годовой план выпуска судов: шесть подводных лодок, три эскадронных миноносца, один крейсер, восемь рефрижераторных судов, четыре краболовных судна, 12 транспортных судов. К строительству планировался гигант судостроения, равного которому в стране ещё не было. По своей мощности он должен был равняться таким двум крупным заводам Ленинграда, как Балтийский им. Орджоникидзе и завод им. Марти (ныне Адмиралтейский). 10 мая 1932 г. на пароходах «Коминтерн» и «Колумб» в с. Пермское прибыли первые строители. Перед ними стояла задача: строительство рабочего посёлка. Уже 7 ноября 1932 г. газета «Амурский ударник» писала: «На берегу Амура выстроили рабочий посёлок в 69 бараков, обеспечив жильём шесть тысяч человек». 12 июня 1933 г. состоялась тожественная закладка корпусного цеха – первого промышленного объекта завода. Наступил новый в истории города период – начало промышленного строительства. В сентябре 1933 г. Совет Труда и Обороны принял постановление о создании особого корпуса военно-строительных частей при Наркомате тяжёлой промышленности. Корпус был сформирован из комсомольцев и несоюзной молодёжи призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России. Шесть батальонов из пятнадцати получили назначение в Комсомольск-на-Амуре. В декабрьские дни 1933 г. они совершили легендарный пеший ледовый переход Хабаровск – Комсомольск, пополнив отряд строителей завода. Одновременно со строительством шла подготовка к закладке кораблей. Формировался штат инженерно-технических работников, готовились стапели, поступали заготовки корпусов первых подводных лодок, решались организационные производственные вопросы. Для оказания помощи в организации налаживания производства в Комсомольск были направлены 400 представителей Николаевского (ныне Черноморского) государственного завода, имевшего заслуженный авторитет в отечественном судостроении. Этот завод стал поставщиком всех заготовок, материалов и оборудования для строительства вначале подводных лодок, в которых так нуждался военный флот, а затем лидеров-эсминцев. Заготовки поступали по железной дороге до Хабаровска, далее водным путём. В ноябре 1934 г. был открыт вечерний рабочий факультет, на котором без отрыва от производства обучались молодые строители – будущие специалисты и рабочие завода. Здесь же действовали курсы по подготовке в вуз и техникум. 25 мая 1935 г. на стапеле № 1 временной верфи на берегу Большого Симинского озера была заложена первая подводная лодка с заводским номером 284. 12 июня состоялась закладка второго подводного корабля с заводским номером 286. 16 июня 1936 г. первая подводная лодка была спущена на воду. Спусковыми работами руководил выдающийся кораблестроитель Павел Густавович Гойнкис, ставший первым главным инженером завода. 1 июля 1936 г. Амурский судостроительный завод (АСЗ) был включён в число действующих предприятий судостроительной промышленности СССР. Ему был присвоен номер 199. Этот день стал официальным днём рождения завода. Достройка и монтажные работы субмарин продолжались на плаву, в 1937 г. они были отбуксированы во Владивосток на испытания. В конце 1938 г. первые подводные лодки Л-11 и Л-12 вошли в состав Тихоокеанского флота. Амурский судостроительный завод сегодня занимает территорию в 140 га, на которой располагается около 250 зданий и сооружений, соединённых 40 километрами транспортной сети – железнодорожных путей и автомобильных дорог. В кризисный период ему удалось сохранить свои производственные мощности. Администрация продолжает поиск новых заказов, заключает новые контракты и ищет возможности для возвращения квалифицированных судостроителей на свой завод. В настоящее время завод находится в составе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Генеральный директор ОАО «Амурский судостроительный завод» А. Гуров.