160 лет со времени проведения первого сплава и начала парового судоходства на Амуре (1854). Первый сплав по Амуру возглавил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев, непосредственную подготовку и руководство флотилией осуществлял П. В. Казакевич, офицер для особых поручений при губернаторе; десантом (войсками) — М. С. Корсаков. Экспедиционный отряд состоял из пехотного батальона в количестве 710 человек, включая 16 мастеровых горного ведомства, 14 музыкантов. Экспедиция располагала орудиями, двухмесячным запасом продовольствия, товарами и грузами для Камчатской флотилии. Пароход «Аргунь», специально построенный на Шилкинском заводе русскими мастеровыми по чертежам русских инженеров, шел под командованием морского офицера А. А. Сгибнева. Его сопровождали баржи, вельботы, баркасы, плоты и плашкоуты, в общей сложности более 70 различных судов, на которых размещались все грузы, снаряжение и личный состав экспедиции. Отряд отправился в путь из Сретенска. 30 мая флотилия достигла Амура и генерал-губернатор Н. Н. Муравьев поздравил всех с началом путешествия. Маньчжурские караулы, расположенные по Амуру, русские находили пустыми: стража разбегалась при виде флотилии. 24 (12) июня флотилия вошла в озеро Кизи, где стоит Мариинский пост. Цель путешествия была достигнута: Амур пройден и по возможности описан. Этим рейсом было открыто паровое судоходство на самой крупной реке востока России. «Вся Сибирь встрепенулась при вести об открытии плавания по Амуру, которого она ожидала более 160 лет», — писал Г. И. Невельской в своей книге «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России». Целью сплава была организация судоходства на Амуре, заселение и освоение бассейна реки и попутно — доставка войск и снаряжения в устье Амура в связи с начавшейся Крымской войной. Российское правительство утвердило проект об учреждении Амурского пароходства. В 1856 г. на Амуре появился пароход «Шилка», затем еще два — «Амур» и «Лена». К 1860 г. на реке было уже 8 пароходов, в 1870 г. — 25. Первая частная компания для почтово-пассажирского сообщения по Амуру «Бенардаки и Ко» появилась в 1871 г. В г. Амурске Хабаровского края на набережной установлен памятный знак по эскизу амурского художника А. А. Реутова с надписью: «Участникам первого сплава по Амуру, командиру парохода «Аргунь» А. С. Сгибневу и его команде». Последующими сплавами будет оуществляться заселение амурских берегов казаками и переселенцами.
См.: 150 лет судоходству на Амуре / отв. ред.-сост. Г. Т. Лаподуш. — Хабаровск,2004. — С. 7, 62–63; Берсенев, В. Г. 150 лет русского судоходства на Амуре / В. Г. Берсенев. — [Изд. 2-е, доп.]. — Комсомольск-на-Амуре : [б. и.], 2005. — 560 с.;
Берсенев, В. Г. Первые русские пароходы на Амуре : (вторая половина XIX в.) / В. Г. Берсенев // Четвертые Гродековские чтения : Приамурье в историко-культурном и естественно-научном контексте России : материалы конф. — Хабаровск, 2004. — Ч. 1. — С. 90–95;
Карпенко, А. Памятный знак пароходу / А. Карпенко // Тихоокеан. звезда. —2004. — 15 мая. — С. 2