105 лет со дня рождения Клавдии Павловны Белобородовой (1906–1999), искусствоведа по прикладному искусству народов Дальнего Востока, заслуженного работника культуры РСФСР, члена Союза художников (1977).

Родилась в станице Абинской ныне Краснодарского края в семье кубанских казаков. Вскоре семья переехала в г. Новороссийск, где она окончила среднюю школу и индустриальный техникум (1925). Вместе с мужем, военным инженером, выехала в г. Самарканд, работала в Узводстрое на строительстве оросительных систем, одновременно училась на вечернем отделении филиала Ташкентского индустриального института на факультете ирригационных сооружений. Окончив 4 курса в 1932 г., уехала в г. Ленинград, затем – в г. Караганду, позднее – в Забайкалье. В годы Великой Отечественной войны жила в Грузии, в г. Тбилиси. Здесь по специальности работала лишь первые два года (1941–1942). Большую помощь в этот период ей оказало знание народного искусства и владение им. Вышивать она научилась в пять лет. И везде, где ей приходилось бывать, она знакомилась с народно-прикладным творчеством, мастерами художественных изделий. К 1953 г., когда она приехала в г. Хабаровск, ей хорошо было знакомо национальное искусство Грузии, Узбекистана, Армении, Бурятии. Поэтому она с особым интересом принялась изучать искусство народов Дальнего Востока. «Сейчас принято называть «хобби» какое-нибудь увлечение, совсем противоположное основным занятиям человека, – напишет она в своей автобиографии. – Вот такое «хобби» [народное искусство фелейной и гладьевой вышивки] красной, чертой прошло через всю мою жизнь. Но теперь я хорошо знаю, что это было не только простое увлечение, – это было призвание, которое должно было стать целью жизни». И вот это её призвание в полной мере нашло применение в хабаровский период жизни К. П. Белобородовой. Она сразу включилась в художественный процесс: познакомилась с любителями художественной вышивки, приняла участие в организации выставки, организовала на общественных началах группу женщин, с которыми подготовила в подарок к 40-летию ВЛКСМ вышитое знамя, к 100-летию г. Хабаровска – три больших вышитых панно, одно из которых («Ерофей Хабаров») находится в Дальневосточном художественном музее. Её интересы и активная деятельность были сразу замечены. В 1958 г. её пригласили в краевой Дом народного творчества, где вскоре была введена должность методиста по прикладному искусству. Многочисленные поездки в национальные сёла Хабаровского края, общение с мастерицами позволили ей начать работу по пропаганде и возрождению национального народного искусства. А объектом первой её командировки стало национальное село Гвасюги района им. Лазо, где она встретилась с удивительным искусством удэгейского народа. Запрятанные далеко в сундуки свадебные и праздничные халаты, украшенные яркой и нарядной вышивкой цветным шёлком, оригинальные, закреплённые на ткани узоры из тщательно выделанной рыбьей кожи, уникальная техника исполнения – всё это поразило воображение начинающего методиста. Клавдия Павловна не могла примириться с тем, что «это ремесло прошлого и сейчас им никто не занимается». Она организовала здесь первый кружок удэгейской вышивки, участники которого уже через четыре года на краевой выставке 1962 г. показали свои новые национальные изделия. Затем было нанайское село Дада, ульчское село Булава, эвенское Тугур, и везде ей доставали халаты с традиционными узорами, ковры с национальной вышивкой и аппликацией из цветных тканей, меховую одежду с мозаичным орнаментом и бисерной вышивкой. К. П. Белобородова убеждала мастериц в необходимости продолжать традиции старого ремесла, показывать вещи из сундуков на выставках, разъясняла им значение самобытного искусства народов Амура. В начале 1963 г. по её инициативе было принято решение Крайисполкома «О дальнейшем развитии прикладного искусства малых народностей Хабаровского края», в котором была изложена программа возрождения искусства аборигенов края с привлечением к этой работе всех творческих организаций, администрации края и районов. Среди мероприятий были такие, как введение факультативных уроков народного мастерства в школах национальных сёл; организация в клубах и Домах культуры кружков национальной вышивки; включение в программу художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института часов по изучению искусства малых народов Дальнего Востока; организация продажи сувенирных изделий народных мастеров и др. С 1968 г. Клавдия Павловна по совместительству работала в Хабаровском отделении художественного фонда в должности инспектора-искусствоведа по народным мастерам, с 25 декабря 1974 г. перешла на постоянную работу в Хабаровское отделение художественного фонда РСФСР. Удивительна её «амбарная книга», в которой собрано более 200 фамилий мастеров с их адресами, краткими характеристиками, к которой она постоянно обращалась при организации выставок, приобретения (закупке) ценных экспонатов для художественного фонда. Национальные художественные изделия малых народов были показаны на многих выставках – краевых, зональных, республиканских, союзных, выставках художников-профессионалов в Польше, Чехословакии, Японии. Специалисты отмечали, что этот раздел, который формирует К. П. Белобородова «всегда очень заметно поднимает тонус культуры выставок». Обширная выставка изделий приамурских народов была показана в г. Москве в 1973 г., в г. Ленинграде в Государственном музее этнографии народов СССР. Большой общественный резонанс вызвала передвижная выставка, экспонировавшаяся в Москве, Ленинграде, во многих других городах Советского Союза, в Чехословакии (1981–1986). Непременным атрибутом официальных визитов руководителей края за рубеж стали подарки изделий народных мастеров, также как и демонстрация зарубежным делегациям фильма о народном творчестве «Живые родники», снятого Дальневосточной студией кинохроники при непосредственном участии Клавдии Павловны. Она собирала и внимательнейшим образом изучала литературу по этнографии, и в первую очередь, книги исследователей Дальнего Востока Р. Маака, Л. Шренка, Л. Я. Штернберга, А. П. Окладникова, описываемую в них самобытную технологию создания изделий прикладного искусства, создавала коллекцию «полуфабрикатов», шаг за шагом показывающую процесс создания национальных узоров. Результатом исследований явилась прекрасно изданная издательством «Художник РСФСР» её книга «Приамурские узоры» (1975), открывающая многие секреты народных мастеров. Она была противницей использования современных синтетических, искусственных материалов, машинного шитья при производстве предметов прикладного искусства, требовала от мастеров не снижать уровня народных традиций. «Художественную ценность народного изделия определяет не только национальный орнамент, – писала она одной из национальных мастериц. – Здесь имеет значение всё в целом: соответствующий материал, сочетание тканей по цвету и, обязательно, ручной труд». Большая творческая и личная дружба связывали Клавдию Павловну с художниками, искусствоведами, всеми, кому дорого искусство народностей Приамурья. Она щедро делилась своими знаниями, опытом, мастерством, коллекциями, которые были всегда открыты для изучения. Собранные ею этнографические материалы были использованы художником Г. Д. Павлишиным при иллюстрации трёх детских книг – сказок: «Железная птица», «Скрипучая старушка», «Пудин и лягушка». Её коллекция детской национальной игрушки находится в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова, обширная коллекция «полуфабрикатов» – в Государственном музее этнографии народов СССР. Собранную за много лет коллекцию орнаментального искусства малых народов Хабаровского края она передала в Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР с пожеланием «… установленную комиссией стоимость переданных музею экспонатов перечислить в фонд мира …». Клавдия Павловна прожила долгую жизнь. Умерла в 1999 г. на 93-м году жизни. За свой труд она была награждена орденом «Знак Почёта», медалями, ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Лучшая же награда ей – её ученики и возрождённое национальное искусство Приамурья.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать