Мост через Амур в районе Комсомольска - крупнейший из мостов БАМа - соединил участки Байкало-Амурской магистрали, построенные в сороковые и семидесятые годы.
Главные инженеры построенного через Амур моста - Г.Л.Катранов и К.С.Шаблий (Ленинград).
Строительство началось в феврале 1969 года. Строители: мостоотряд № 26 (начальник мостоотряда Н.Д.Сентюрин) и строительно-монтажный поезд - 291. На берегу бывшей протоки Шараханды построили поселок строителей Новый Мир.
Длина амурского моста - около полутора километров. Состоит мост из тринадцати пролетов, восемь из которых длиной по 159 метров, пять - по 33 метра. Вес одного пролета - 1200 тонн, высота - 24 метра. В качестве облицовочного материала для опор использованы гранит и бетон.
Говоря об уникальности амурского мостя, часто используют слова «впервые в отечественном мостостроении». Впервые было использовано реактивное бурение скального грунта (дно Амура). При строительстве моста обошлись без кессонов (кессон - закрытый снизу ящик для образования под водой рабочего пространства, свободного от воды, обычно вытесняемой сжатым воздухом). Это можно расценить как крупное техническое достижение. Были использованы сваи-оболочки (длинные и широкие полые трубы со стенками из железобетона). Их в опорах моста 304 штуки. Для скрепления металлических конструкций использованы болты. На мосту уложено безбалластное железнодорожное полотно. Монтаж больших пролетов велся полунавесным способом без устройства временных промежуточных опор.
26-го сентября 1975 года по мосту прошел первый поезд. На тех же опорах были установлены пролеты автодорожного моста, движение по которому началось 9-го июня 1982 года в дни празднования 50-летия г. Комсомольска.
Источник: Кузьмина М. А. "Комсомольск начинался с палаток.." : путеводитель по проспектам, улицам и площадям города / М. А. Кузьмина. - Комсомольск-на-Амуре : Жук, 2007. – С.92-93
Об этом знаменательном событии подробно рассказано в статье И. Горшкова «Праздник покорителей Амура» — об открытии железнодорожного моста через р. Амур (опубликована в газете « Дальневосточный Комсомольск» 27 сентября. 1975 г. )
В этот день, наверное, все дороги вели к тому участку берега р. Амура, у которого начинается мост через реку. В легковых автомобилях и в автобусах ехали сюда представители трудовых коллективов города и гости, чтобы принять участие в торжестве, посвящённом открытию постоянного движения поездов через р. Амур по новому мосту.
Как и обещали строители, железнодорожный мост предъявлен к сдаче в эксплуатацию. В точно намеченный в их обязательствах срок — 26 сентября 1975 года. Своей ударной работой по сооружению моста мостостроители выполнили государственное задание на три месяца раньше запланированного.
Уже в середине дня к мосту пришли десятки сотен людей. Здесь те, кто возводил опоры мостового перехода и монтировал многотонные конструкции пролётных сооружений. Здесь те, кто сооружал подходы к мосту и новую железнодорожную станцию Комсомольск-Сортировочный. Здесь представители предприятий и строек города. А в 13 часов 30 минут к мосту подошёл пассажирский поезд, из вагонов которого вышло около тысячи гостей из города, прибывших на торжества по случаю сдачи моста в эксплуатацию.
Без пяти минут 14 часов. На установленную у моста трибуну поднимаются руководители краевых, городских и районных партийных и советских органов, ответственные работники Министерства транспортного строительства СССР и Министерства путей сообщения СССР, руководители и передовые производственники строительных организаций, участвовавших в сооружении моста и подходов к нему. Ровно в 14 часов первый секретарь городского комитета КПСС А.Р. Буряк открывает митинг, посвящённый сдаче моста в эксплуатацию и открытию по нему постоянного движения поездов. Оркестр исполняет гимн Советского Союза.
Слово предоставляется члену ЦК КПСС, первому секретарю Хабаровского краевого комитета партии А.К. Чёрному. Он говорит:
- Дорогие товарищи! Сегодня в трудовой биографии строительных, монтажных и проектных организаций выдающееся и радостное событие. В эксплуатацию вступает построенный ими мостовой переход через р. Амур у города Комсомольска-на-Амуре. Участников сооружения моста с большой победой поздравляет Генеральный секретарь КПСС Леонид Ильич Брежнев.
Первый секретарь крайкома КПСС зачитывает текст приветствия Л.И. Брежнева строителям, монтажникам, проектировщикам, эксплуатационникам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, всем участникам строительства мостового перехода через р. Амур у города Комсомольска-на-Амуре. После оглашения приветствия Л.И. Брежнева над рядами участников митинга прозвучало многократное «Ура!».
Далее в своей речи А.К. Чёрный подчеркнул, что мост через р. Амур, являющийся составной частью Байкало-Амурской магистрали, имеет огромное значение для развития производительных сил Дальнего Востока. С вводом его в эксплуатацию открывается второй железнодорожный выход к Тихому океану. Мост через р. Амур вместе с действующей морской паромной переправой Ванино-порт Холмск надёжно соединит с материком остров Сахалин.
На сооружении моста через р. Амур и подходов к нему, отмечает первый секретарь крайкома КПСС, было немало трудностей и сложностей. Но строители и монтажники надёжно преодолели их и тем самым доказали, что они являются достойными продолжателями славных традиций первостроителей орденоносного Комсомольска-на-Амуре.
Строительство мостового перехода через р. Амур явилось хорошей школой трудовой закалки для многих коллективов мостоотряда № 26, строительно-монтажного поезда № 291 и субподрядных организаций. Самоотверженным трудом прославили себя бригады Б.Г. Курбатов, Н.П. Шабанова, Э.Т. Денисенко, А.Я. Кравченко, Е.П. Ставицкого и другие коллективы.
Мост через р. Амур — уникальное сооружение. В нём нашли своё воплощение многие новые технические решения, применённые впервые в практике отечественного мостостроения. В этом большая заслуга проектировщиков и специалистов, руководивших работами по сооружению мостового перехода.
— Высокая оценка, данная строителям моста в приветствии Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, ко многому обязывает, — говорит в заключение А.К. Чёрный. — Впереди сооружение мостов через реки Зею, Бурею, Амгунь. Крайком КПСС, исполком краевого Совета депутатов трудящихся, крайсовпроф и крайком ВЛКСМ выражают уверенность, что строители на сооружении этих мостов приумножат свои трудовые свершения.
Выступает председатель государственной комиссии по приёмке моста в эксплуатацию Б.В. Игнатов. Он говорит, что предъявленный к сдаче мостовой переход является одним из важных объектов Байкало-Амурской магистрали. И знаменательно то, что строители и монтажники сдают его как свой подарок XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза.
Государственная комиссия, сообщает участникам митинга Б.В. Игнатов, приняла сегодня решение о приёмке моста в постоянную эксплуатацию и об открытии по нему движения железнодорожных составов. Таким образом, транссибирские поезда получают прямой выход к Тихоокеанскому побережью нашей страны. А паромная переправа через р. Амур, успешно действовавшая три десятилетия, — это уже история.
На трибуне бригадир монтажников мостоотряда № 26 Е.П. Ставицкий. Он говорит:
— С большим вниманием мы, строители моста, прослушали сейчас приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. В нём дана высокая оценка нашему труду. Эта оценка вдохновляет нас на новые свершения. От имени своих товарищей по труду я заверяю ЦК КПСС и Советское правительство в том, что мы будем добиваться новых успехов в работе.
Сегодня мы сдаём в постоянную эксплуатацию мост через р. Амур. А в ближайшем будущем нам предстоит сооружать мосты через реки восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Постараемся на строительстве этих мостов трудиться no-ударному.
Закончив своё выступление, Е.П. Ставицкий передал начальнику Дальневосточной железной дороги А.Г. Андрееву символический ключ от моста через р. Амур. Приняв его А.Г. Андреев сказал, что строители соединили берега величавого и своенравного р. Амура уникальным и надёжным мостовым переходом. Железнодорожники дальневосточной магистрали приложат все усилия к тому, чтобы продолжить эстафету технического прогресса и обеспечить успешную эксплуатацию моста.
Многие производственные коллективы, участвовавшие в сооружении моста - комсомольско-молодёжные. Участники митинга тепло приняли приветствие ЦК ВЛКСМ молодым строителям мостового перехода, которое огласил первый секретарь краевого комитета комсомола В.М. Курлович.
Главный инженер проекта моста через р. Амур К. С. Шаблий в своём выступлении отметил, что строители и монтажники успешно воплотили в реальность всё то, что было намечено в проектной документации. Работы выполнены с хорошим качеством.
Выступает бригадир строителей строительно-монтажного поезда № 291 Л.Е Никитина. Она говорит, что коллектив строительно-монтажного поезда гордится тем, что ему выпала честь участвовать в сооружении подходов к мосту и новой станции Комсомольск-Сортировочный. Многие бригады трудились по-ударному и досрочно выполнили пятилетние задания. Высокая оценка, данная труду строителей в приветствии генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, воодушевляет коллектив поезда на новые успехи в работе.
Строителей, монтажников и проектировщиков, всех участников сооружения моста через р. Амур горячо поздравили с большой трудовой победой выступившие на митинге управляющий трестом «Мостострой» № 8 Е.В. Ануров и начальник Главмостостроя Министерства транспортного строительства СССР Г.П. Соловьёв.
Единогласно, с огромным воодушевлением участники митинга приняли приветственное письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС товарищу Л.И. Брежневу.
Первый секретарь горкома КПСС А.Р. Буряк предоставляет слово председателю исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся Г.Е. Подгаеву. Он оглашает решение крайкома КПСС о награждении почётными грамотами строительных организаций и бригад, успешно выполнивших задания по сооружению моста и подходов к нему. Под аплодисменты участников митинга Г.Е. Подгаев вручил почетные грамоты руководителям мостоотряда № 26, строительно-монтажного поезда № 291 и субподрядных организаций. Почётные грамоты вручены также руководителям лучших бригад строителей и монтажников.
Митинг окончен. С трибуны сходят руководители краевых и городских партийных и советских органов, ответственные работники Министерства транспортного строительства СССР и Министерства путей сообщения СССР и передовые мостостроители. Они направляются к первому пролёту моста, перекрытого красной шёлковой лентой. Под звуки гимна Советского Союза член ЦК КПСС, первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС А.К. Чёрный разрезает ленту. В небо взлетают десятки ракет. Это сaлют в честь того, что мост через р. Амур вступает в эксплуатацию.
Участники митинга, имеющие билеты на стоящий у моста поезд, садятся в вагоны. Поезд, который ведёт один из лучших машинистов депо Комсомольск Б.А. Вольф, начинает движение к мосту. Железнодорожный паром «Амур», прибывший к мостовому переходу, протяжным гудком возвещает о том, что сейчас по мосту пройдёт первый поезд. И вот, набирая скорость, движутся по мосту двухсекционный тепловоз и прицепленные к нему вагоны. Идёт по мосту первый поезд! Потребовалось всего несколько минут на то, чтобы поезд пришёл на правый берег р. Амура. Некоторое время спустя по мосту прошел первый товарный состав. Его провёл машинист А.С. Босых.
Надолго запомнится 26 сентября 1975 г. всем, кто был участником торжеств, посвященных сдаче моста в эксплуатацию. Этот день останется в их памяти как праздник покорителей могучей реки, как выдающееся и радостное событие.
ГАХК Д альневосточный Комсомольск. — 1975. — 27 сентября. — № 192.
Источник публикации: Комсомольск-на-Амуре. Страницы истории : сборник документов государственного архива Хабаровского края, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, Комсомольского-на-Амуре городского архива. - Хабаровск : Из-во Хворова А. Ю., 2012. – С.298-301