Жан Батист Мольер (Поклен) (1622—1673). Французский драматург. 390 лет со дня рождения
Родился в обеспеченной семье королевского обойщика, получил хорошее образование. В 1639 выдержал экзамен на звание лиценциата права. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Мольер избрал профессию актёра. В 1643 он стал во главе «Блистательного театра». С созданной им труппой, с которой ездил по провинциям, играл роли героев (именно здесь он принял свой псевдоним Мольер).
Юношеские скитания по французской провинции (1645—1658) в годы гражданской войны (Фронда) обогатили его житейским и театральным опытом. Репертуарный голод труппы явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Начинал с фарсовых пьесок, большинство из которых не сохранилось. Но традиция старинного фарса вскормила драматургию Мольера и вошла органическим компонентом в основные комедии его зрелого возраста. После его первых двух больших комедий в итальянском стиле — «Шалый, или Всё невпопад» (1655) и «Любовная досада» (1656) репутация труппы намного возросла.
24 октября 1658 в Луврском дворце труппа дебютировала в присутствии Людовика XIV. «Влюбленный доктор» имел громадный успех. Мольер открыл в Париже свой театр (ныне Комеди Франсез). Начался период его лихорадочной драматургической работы. С 1658 по 1673 драматург создал все свои лучшие пьесы. Этот период открывается оригинальной одноактной комедией.
Та же фарсовая стихия, придававшая юмору Мольера площадную яркость и сочность, пропитывает и его следующую пьесу «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660). Придурковатый тяжеловесный Сганарель впоследствии введён автором в целый ряд его комедий. «Школа мужей» (1661) и «Школа жён» (1662) знаменуют поворот Мольера от фарса к социально-психологической
комедии воспитания, а заодно и его бунт против условностей классицизма.
Мольер создаёт особый жанр комедии-балета, сочетая балет (излюбленный вид придворных увеселений, в котором сам король и его приближённые выступали в качестве исполнителей) с комедией, дающей сюжетную мотивировку отдельным танцевальным «выходам» и обрамляющей их комическими сценами («Несносные»,1661).
В 1670 появилась одна из самых популярных комедий драматурга «Мещанин во дворянстве» — весёлый фарс со вставным турецким балетом.
Если в своих ранних комедиях Мольер проводил линию социальной сатиры сравнительно осторожно и касался преимущественно второстепенных объектов, то в своих зрелых произведениях он берёт под обстрел самую верхушку феодально-аристократического общества в лице его привилегированных классов — дворянства и духовенства, создавая образы лицемеров и развратников в поповской рясе или в пудреном парике. В 1663 появился «Тартюф», потом «Жорж Даден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой» и другие.
Актёрская карьера Мольера закончилась трагически: он потерял сознание на сцене и умер, не успев исповедоваться.