Тип календаря

Уильям Мейкпис Теккерей (1811—1864). Английский писатель. 200 лет со дня рождения.

Крупнейший представитель «блестящей плеяды» английских романистов XIX века родился в семье богатого колониального чиновника. В 1829—1830 учился в Кембриджском университете, много путешествовал. Работал журналистом, талантливый художник-карикатурист. Разнообразное в жанровом отношении (романы, комические повести, юморески, сказки, пародии, очерки, баллады) творчество Теккерея едино в своей идейно-художественной направленности. Понимание социально-исторических закономерностей, критика викторианской буржуазной эпохи соединяются у него с представлением о жизни как о вечном «маскараде существования». В истории он видит трагикомический гротеск, движение по замкнутому кругу. Он создал новый тип сатирико-юмористического романа, в котором, опираясь на традиции европейской литературы, соединил путём особых «игровых» приёмов жизнеподобные формы отражения действительности с целой системой художественных условностей. Они восходят к народному искусству (мотивы мифологические, сказочные, басенные, из английской «рождественской пантомимы»), тем самым значительно расширив возможности социальной сатиры, углубив реализм изображения. Основа всех романов и юмористических очерков Теккерея — его пессимизм и реалистическое изображение английского общества. Он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов, в которых всегда предполагается идеальный герой или героиня. Писатель называет своё лучшее произведение — «Ярмарку тщеславия» (1848) — романом без героя. Среди лучших произведений писателя — «Записки Жёлтоплюша» (1840), повесть «Кэтрин» (1840), цикл пародий «Романы знаменитостей» (1847), романы «Книга снобов» (1847), «Пенденнис» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857). В «Ярмарке тщеславия», как и в остальных романах, ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путём тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями, что возбуждает к ним сильный интерес читателя. Бекки Шарп — бедная девушка с очень «положительными» целями в жизни. Она хочет «устроиться» и не стесняется в средствах: пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать интригами нужных ей людей. Она очаровывает богатых старых холостяков, эксплуатирует полюбившего её молодого офицера и, выйдя за него замуж, обманывает его. Жадность, суетность и эгоизм воплощены в этой «антигероине» чрезвычайно ярко. Но автор обвиняет не её, а общую мелочность условий жизни. Глубокий пессимизм в связи с юмором создаёт в произведениях Теккерея своеобразный аккорд и делает их высокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приёмам он близок к Диккенсу, но отличается от него тем, что не делает никаких уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать