Теофиль Готье (1811—1872). Французский писатель. 200 лет со дня рождения.
Рождение в южном климате (город Тарб) наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу. Получив блестящее гуманитарное образование, Готье стал ревностным сторонником романтизма, ярчайшим представителем которого был идол тогдашней молодёжи Виктор Гюго (1802—1885). В баталиях, происходивших на представлениях драмы Гюго «Эрнани», Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодёжи. Тогдашний его облик — красный жилет и длинные волосы — вошёл в историю романтизма. В 1830 вышел первый томик стихотворений, позволивший автору вступить в кружок молодых энтузиастов нового направления, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. К этому периоду относятся многие из самых известных произведений Готье — поэма «Альбертус» (1832), романы «Молодая Франция» (1834), «Мадемуазель Мопен» (1835) и другие, а также первая часть книги о забытых поэтах XV—XVII веков «Гротески» (1844). В поэме «Альбертус» автор примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Во втором сборнике стихотворений «Комедия смерти» (1838) поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Стихи отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы («Карнавал», «Сфинкс» и другие), в которых сказывается уже необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье. Самое законченное поэтическое произведение — сборник «Эмали и камеи» (1852), отводящее ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Каждое из них действительно отделано, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнуто искренностью. Все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Сборник этот при жизни поэта выходил в шести изданиях, пополняясь новыми лирическими миниатюрами: издание 1852 состояло из 18 стихотворений, издание 1866 включало уже 39. В окончательное издание 1872, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений. Забота о средствах к существованию сделала Готье журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 и до самой смерти вёл еженедельный драматический фельетон, сначала в одном, потом в другом издании. Кроме того, он написал несколько книг критического и историко-литературного содержания, обнаружив блестящий критический талант, умение схватить и артистически передать духовный облик объекта критики. Для автора характерна беспристрастность критических суждений.