Стефан Цвейг (1881—1942). Австрийский писатель. 130 лет со дня рождения.
Происходил из семьи богатых венских промышленников. Изучал романистику и германистику в университетах Вены и Берлина. Много путешествовал (Европа, Индокитай, Северная и Южная Америка). Первые литературные опыты успеха не имели. Цвейг выпустил два стихотворных сборника в импрессионистском духе («Серебряные струны», 1901; «Ранние венки», 1906) и книгу новелл «Любовь Эрики Эвальд» (1904). Огорчённый неудачами, стал заниматься переводами поэтов на немецкий язык. В годы 1-й мировой войны 1914—1918 занимал пацифистские позиции (антивоенные, осуждающие любые, в том числе и национально-освободительные войны). В 1914 отказался подписывать знаменитый «Манифест 93-х», в котором деятели культуры Германии выражали одобрение началу военных действий. В сентябре того же года, находясь в нейтральной Швейцарии, написал письмо «Друзьям во вражеской стране», в котором призвал всеобщим молчанием выразить протест против войны. Его антивоенная драма на библейский сюжет «Иеремия» (1916) была поставлена в 1917. С 1919 писатель живёт в Зальцбурге. В середине 20-х создаёт свои самые известные сборники новелл «Первые переживания» (1911), «Амок» (1922), «Смятение чувств» (1927). В них обнаружил стремление проникнуть в тайники психологии, изображая (иногда с налётом мелодраматизма) сложные коллизии личной жизни героев. На этих произведениях лежит отпечаток теорий 3. Фрейда (1856—1939). Повествование ведётся о любовных страданиях, разочарованиях молодости, об эмоциональных драмах на пороге старости. Важное место в творчестве Цвейга занимают биографические романы, эссе, очерки. Не всегда точные в фактах, часто произвольно (иногда упрощённо) трактующие жизнь и деятельность исторических лиц. Однако беллетризованные биографии различных деятелей культуры, науки, политики, искусства подкупают изобретательностью критического мышления, умением воссоздать исторический колорит, проникновением в психологию творческой личности. В 1917 появляется эссе об Э. Верхарне (1855-1916), в 1921 - о Р. Роллане (1866— 1944). Цикл биографий «Строители мира» написан в 1920—1928. Одному из министров наполеоновской Франции посвящена книга «Жозеф Фуше» (1929). В 1930-е появляются «Мария Антуанетта», «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского», «Мария Стюарт», «Кастелио против Кальвина», «Магеллан», «Америго, или История одной исторической ошибки». Около 30 лет писатель работал над биографией О. Бальзака (1799— 1850), которая была опубликована в 1946. Абстрактность гуманистических воззрений Цвейга особенно явственно проявилась в сборнике речей, эссе, критических выступлений «Встречи с людьми, книгами, городами» (1937) и его воспоминаниях «Вчерашний мир» (опубликованы в 1944). Последние вспышки веры в отвагу и дерзание человеческого гения в романах «Магеллан» и «Америго...» уже не могли смягчить кризиса, долго вызревавшего в творчестве и мировоззрении Цвейга. С 1934 жил в эмиграции (Великобритания, США, Бразилия). Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом Второй мировой войны (1939—1945), покончил жизнь самоубийством.