Художник, член Союза художников СССР.
105 лет со дня рождения
Софья Семеновна Витухновская стала знаковой фигурой в истории Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Благодаря творческой и подвижнической деятельности этой художницы и ее мужа Хоскеля Моисеевича Сандлера в городе юности существует художественный музей, фонды которого на сегодняшний день насчитывают более 15 тысяч экспонатов.
Софья Семеновна Витухновская родилась 13 декабря 1912 г. в Нижегородской губернии в городе Павлово на Оке. Отец ее был зубной врач, а мать домохозяйка. Очень наполненными и революционными были годы учебы Софьи. Это время, когда разрушалась старая, дворянская, культура и создавалась новая, пролетарская, в поиске этих новых форм находилась и Софья, в коллекции художественного музея хранятся работы художницы, датированные 1920–1930 годами. В 1931 году Витухновская окончила изопрофшколу в Москве и с 1931 по 1935 год посещала различные изостудии, занималась у Герасимова С.В. и Иогансона Б.В.. С 1935 по 1937 г.г. училась в институте повышения квалификации живописцев. Индустриализация, развернувшаяся в это время в стране, требовала привлечения не только рабочей силы для грандиозных новостроек, но и певцов, способных запечатлеть для истории грандиозные победы социализма. В командировки на ударные стройки были отправлены многие художники, так как искусство должно было сыграть организующую роль в привлечении общественного внимания. Софья Витухновская приехала на строительство Комсомольска-на-Амуре в 1937 году, вместе с мужем Х. М. Сандлером. Город готовился к первому юбилею, и одним из важных событий этого мероприятия должна была стать художественная выставка. Софья Семеновна знала о городе не только со слов своего мужа, но и по рассказам брата Михаила, автора сценария фильма «Комсомольск», побывавшего на стройке города в 1936 году. Ей несомненно было известно о всех бытовых и климатических сложностях, но тем не менее она разделяет с мужем трудности трехгодичной командировки.
Помимо непосредственно творческой работы на натуре и в мастерской они работают на детской технической станции, ведут изостудию, рассказывают детям о великих русских художниках, учат их работать на пленэре, постоянно устраивают выставки детского творчества, победителей которых премируют редкостными для того времени и места этюдниками. В это время Софья Семеновна работает в технике масляной живописи, пишет портреты и пейзажи, делает эскизы декораций для местного театра. В фондах музея хранятся «Зимний пейзаж» и «Портрет артиста нанайского театра» — работы, написанные художницей в 1939 году. Она пишет о том, что поразило ее: «...на моих глазах на пустом месте создавался город. Но главное — красота этого края. Природа резко отличается от обычной природы средней полосы России. Изумительная тайга, Амур. Я знала Волгу, Оку, но сравнить их с Амуром нельзя. Он намного красивее».
В 1938 году в городе открывается первая выставка живописи и графики в честь двадцатой годовщины ВЛКСМ. Это была первая большая выставка работ Сандлера и Витухновской. В 1939 году они возвращаются в Москву, и в залах МОСХа, показывают совместную выставку, в которую включены 46 работ, рассказывающих о людях, живущих на берегах далекого Амура. В 1940 г. в Хабаровске С.С. Витухновская была принята в члены Союза художников РСФСР. В планах художников на основе собранного натурного материала написать большое живописное полотно, рассказывающее о жизни и героических буднях строителей Комсомольска-на-Амуре. Война помешала осуществить задуманное, и связь с городом прервалась на долгие годы.
Сандлер прошел войну командиром пехотного взвода от Кишинева до Берлина, с первой штурмовой группой форсировал Одер, между атаками на Магнушевском плацдарме, под бомбежками делал наброски, портреты однополчан. Софья Семеновна во время войны находилась в эвакуации в Казахстане.
После войны в 1946 году она вновь следует за мужем, которого направляют для продолжения службы в Германию. Семья живет в Шверине и Магдебурге, где еще видны разрушительные следы войны. Этот отрезок времени отражен в акварельных работах художницы о войне, перевернувшей жизни множества людей. В 1949 году семья возвращается домой в Москву. Послевоенное время для многих творческих людей ощущалось как некий тупик, для Витухновской этот период был отягощен тяжелой болезнью. Малоподвижный образ жизни заставляет взять в руки перо, и в это время она начинает писать повесть о судьбе немецкого скульптора Вальтера, которого, судя по портрету 1949 года, знала лично, размышляя в ней о превратностях человеческой судьбы. Книга, к сожалению, не была опубликована. В начале 1960-х она обращается к эстампу, этот период для нее — период поиска не только новых выразительных средств, но и новых тем. Но в главном она остается, верна себе: «В искусстве бесполезно становиться на ходули. Сквозь самое яркое внешнее оперение неизбежно проступит подлинная внутренняя сущность».
В 1964 году в Москве газетой «Комсомольская правда» организована встреча первостроителей Комсомольска-на-Амуре. В числе приглашенных Сандлер и Витухновская. Город вновь позвал их, и они возвращаются в свою молодость. Возникает идея о создании в городе картинной галереи. Им хотелось оставить добрый след в городе, где они начинались как художники. Они написали воззвание всей стране «Подарите работы комсомольчанам!». Его публикуют «Советская культура» и «Московский художник». Чтобы обращение действительно нашло отклик, необходимо было провести большую организационную работу. При помощи ЦК ВЛКСМ им удалось добиться специального решения Художественного фонда СССР, взять кураторство над созданием коллекции. В Москве, на улице Черняховского, 5, был организован штаб, где дирекция Художественного фонда самым тщательным образом отбирала графические и живописные произведения, достойные украсить стены будущего музея. Первая посылка со 105 работами была получена в Комсомольске в августе 1965 года — это был личный дар художников-графиков страны. Художниками, заложившими фундамент будущей коллекции, были члены МОСХа: Лев Аронов, Бениамин Басов, Илларион Голицын, Юрий Рейнер. И, конечно же, свои работы подарили Сандлер и Витухновская. «Комсомольская правда» публикует статью, в которой пишет: «Двое художников, когда-то начинавших свою творческую биографию на берегу Амура, собрали для Комсомольска что-то около сотни картин. Их мечта — организовать в городе картинную галерею». Но мечта уже стала явью, и следующая посылка — это 240 живописных и графических произведений от дирекции Художественного фонда РСФСР и других союзных республик, Московского художественного комбината — поступила в Комсомольск в конце декабря 1965 года. Стоимость этого «всесоюзного» подарка превышает миллион рублей. Картинная галерея открыта в феврале 1966 года. И теперь уже до конца жизни художники Сандлер и Витухновская заботились о созданном по их почину музее, передавая в дар работы не только собственного исполнения, но и своих друзей и соратников по искусству. В 1960-е годы в период очередной командировки Сандлер не ограничивает себя работой только в Комсомольске, он постоянно выезжает на строительство городов-спутников Амурска и Солнечного, совершает длительные поездки к рыбакам Нижнего Амура, посещает поселки Комсомольского, Ульчского, Нижнеамурского районов, у Татарского пролива. В 1967 году, к 35-летней годовщине Комсомольска, Сандлером и Витухновской вновь ведется отбор работ среди художников Подмосковья. Музей вновь принимает бесценный дар: более 50 авторов — 127 графических листов и 50 живописных полотен вновь пополняют коллекцию музея. На сегодняшний день в коллекции музея около 300 живописных и графических произведений самого Х. М. Сандлера, ушедшего из жизни в 1983 году, они частично закуплены музеем, частично переданы в дар его супругой.
Софья Семеновна была человеком неравнодушным, ее волновала судьба не только собственных работ, но и работ соратников по цеху. Многие имена канули в Лету, работы художников, не имевших наследников, пропадали, участь их была непредсказуема. В 1987 году Витухновская пишет статью в газету «Московский художник», в которой просит и требует от Союза художников внимательного отношения к работам художников, ушедших из жизни. Благодаря опеке Софьи Семеновны не растворилось наследие Лидии Сергеевны Полянской, работы которой при жизни не попали в музеи, но после ее смерти в 1979 году стараниями Витухновской 450 работ художницы поселились в 15 музеях страны, в том числе и в Третьяковской галерее. Музей изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре тоже стал счастливым обладателем прекрасных акварельных работ художницы, про которую замечательно сказал Игорь Савицкий, основатель музея в Нукусе: «Подождите, придет время, когда ее работы станут золотым фондом советского искусства».
В переписке, которую Софья Семеновна постоянно вела с директором комсомольского музея Е. Ю. Турчинской, есть такие слова: «...у меня совершенно неукротимое желание раздаривать и раздавать работы. Хочу, чтобы они жили, чтобы общались со зрителем».
Только в 1974 году художница получила персональную мастерскую, перевезла в нее офортный станок, долгое время стоявший в тесной десятиметровой комнате по соседству с кроватью, и погружается в тихую жизнь любимых ею предметов. О том, что Витухновской дорого, что волнует и греет ее душу, можно узнать, рассматривая созданную ею галерею портретов современниц, необыкновенные натюрморты, где соседствуют элегантные раковины, причудливые кораллы и укрощенные кактусы.
В 1989 году Витухновская вновь передала в дар музею Комсомольска восемьдесят две работы художников М. Митурича, В. Фролова, З. Поздняковой, Н. Благоволина, понимая, что работа художника живет, лишь когда ее видят зрители.
В 1990-х годах она с нетерпением ждала открытия своей первой персональной выставки в Комсомольске. Работы уже перевезены в музей, но в стране вновь произошли перемены, и выставка откладывалась. Но для Софьи Семеновны она очень важна, хотя художница не обделена вниманием искусствоведов и критиков, выставки с экспонированием ее работ проводятся регулярно не только в России, но и за рубежом. 1991 год стал удивительно удачным для Витухновской: она участвует в Московской зональной выставке, с которой ее работы отбирают для Третьяковской галереи, в групповой выставке в Центральном Доме художника, Всесоюзной выставке акварели; Министерство культуры РСФСР и Союз художников России закупают у нее работы. И, наконец, в 1994 году в Музее изобразительных искусств города Комсомольска открылась персональная выставка С. С. Витухновской. И вновь полетели письма из Москвы, в которых она очень интересуется мнением зрителей и художников, а в конце письма такие строки: «...привет Амуру и сопкам! Ваша и комсомольчанская С. Витухновская.
Крадин Н. П. Художники Дальнего Востока (ХIХ - середина ХХ вв.) : биографический иллюстрированный словарь / Н. П. Крадин. - Хабаровск : Хабаровская краевая типография, 2013. - 176 с.
Быкова Е. Дары Софьи Витухновской / Е. Быкова // Словесница искусств. – 2013. - №2 (32. – С. 93-96
Быкова Е. Двойной портрет на фоне эпохи : Страницы истории Художественного музея Комсомольска-на-Амуре / Е. Быкова // Дальний Восток. - 2007. - № 2 . - С. 196-199
Художники Комсомольска-на-Амуре 1932-2012 : 80-летию города посвящается. - Комсомольск-на-Амуре : Жар-птица, 2012. – С. 18-19