Ричард Бринсли Шеридан (1751—1816). Английский драматург, театральный и общественный деятель. 260 лет со дня рождения.
Знаменитый английский драматург и политический деятель родился в Дублине, в семье актёра и писательницы. Окончил аристократическую школу Харроу, затем учился в юридическом учебном заведении Темпл. Театр был главным оплотом благосостояния родителей Шеридана, но честолюбие их заставляло смотреть на него лишь как на переходную ступень к литературе и лучшему положению в обществе. Совершенно так же отнёсся к театру и молодой Шеридан, когда оказалось необходимым искать себе заработок. Случилось это немедленно после его женитьбы на известной красавице и певице Линлей, дочери музыкального антрепренёра. Шеридан увёз её из родительского дома и тайно обвенчался в Кале. Жена Шеридана могла бы продолжать петь в опере, но это казалось ему унизительным, и он предпочёл открыть светский салон, в который её пение привлекало бы избранное общество. При таких затеях надо было искать выгодного заработка. Шеридан легко сочинял стихи, в большинстве случаев светские, и имел огромный успех как салонный остряк. Столкновение с прежними многочисленными женихами его теперешней жены подсказало ему сюжет для комедии. Так возникли «Соперники» (1775). На первом спектакле в театре «Ковент-Гарден» эта комедия провалилась. Но после переделки была исполнена с огромным успехом и выдвинула автора в число крупнейших английских драматургов. В том же году был поставлен двухактный фарс «День святого Патрика, или Предприимчивый лейтенант», затем состоялась премьера комической оперы «Дуэнья», которая в первом же сезоне выдержала 75 представлений. В 1777 Шеридан написал пьесу «Поездка в Скарборо», которая принесла ему деньги и славу, ещё более умноженные баснословным успехом «Школы злословия», поставленной в том же сезоне. Это лучшая комедия нравов XVIII века и одна из вершин мировой комедиографии. В ней нашли выражение идеи и художественная практика английской просветительской драматургии. Пьеса совмещает глубину раскрытия характеров с острым развитием действия. В ней по-новому разрабатываются привычные ситуации драматургии XVIII века. «Школа злословия» — один из лучших образцов социальной сатиры в английской драматургии. В1779 в театре «Друри-Лейн», который драматург постепенно выкупил, была поставлена его комедия «Критик», написанная в жанре «репетиции», где под видом пародии на вымышленную трагедию изображены события англо-испанской войны 1779—1783. Комедия является также блестящим образцом литературной театральной полемики. В 1799 на подмостках театра появилась овеянная предромантическими настроениями трагедия «Писарро» — переделка мелодрамы А. Коцебу (1761—1819) «Испанцы в Перу». С конца 1770-х началась деятельность Шеридана как члена палаты общин, где он занял место на скамьях оппозиции, среди вигов. Вначале друзья возлагали на него большие надежды: он занимал должность секретаря казначейства. Главная его сила и на политической арене заключалась в быстроте реплики и остроумии, то злом, то добродушном. 7 февраля 1787 он произнёс свои знаменитые речи по делам Индии, имел блестящий ораторский успех. Но это было первым и последним серьёзным вмешательством Шеридана в политику.