История города юности тесно переплетена с историей страны. В 50-е годы повышается интерес к градостроительству, монументально-декоративному искусству. Сфера деятельности комсомольских художников расширяется, советское искусство совершает качественный скачок, и об этом свидетельствует огромный прилив новых творческих сил. В 1951 году после художественного училища в Комсомольск-на-Амуре приезжает Николай Гаврилович Заславский. Он не был коренным дальневосточником, родился на Украине, но ему удалось раздвинуть географические рамки пейзажа, и дальневосточные красоты нашли в лице Заславского своего поэта. Бесчисленные поездки по Хабаровскому краю давали художнику возможность глубоко изучить природу Приамурья. Кроме того, Заславский занимается созданием первой на Дальнем Востоке художественной школы (вместе с Мащенко), и роль педагога-наставника на десять лет становится определяющей в его творческой судьбе. Сорок лет отдано Н.Г. Заславским городу Комсомольску и Дальнему Востоку.