Тип календаря

Николай Семёнович Лесков (1831—1895). Писатель. 180 лет со дня рождения.

Родился в с. Горохове ныне Орловской области в семье мелкого чиновника. Первоначальное образование получил в доме богатых родственников. В 1841 поступил в Орловскую гимназию. В1846 начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. Внезапная смерть отца и бедственное разорение семьи изменили судьбу будущего писателя. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена (1812-1870), Л. А. Фейербаха (1804-1872), Л. Бюхнера (1824— 1899), дружба с иконописцами Киево-Печерской лавры заложили фундамент разносторонних интересов писателя. Служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок. С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа в периодике. Лесков проявил себя талантливым публицистом и глубоким литературным критиком, автором серьезных очерков на общественные темы, о народном просвещении, о прошлом свое¬го Отечества. Но более всего раскрылось его могучее художественное дарование в рассказах, повестях, хрониках и романах, воссоздавших живые картины провинциального русского быта, поэтические образы русских людей, многокрасочные пейзажи России, пеструю галерею народных типов, и прежде всего национальных характеров, замечательных своей нравственной чисто¬той и всечеловеческим обаянием. Поворотным событием в его писательской судьбе стала публикация хроники «Соборяне» (1872), продемонстрировавшей читателям масштаб его художественного дарования. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечатленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» масштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере. В дальнейшем эта форма станет самой продуктивной у Лескова, дав характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.). Начиная с 1860-х и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества: рассказ «На краю света» (1875), очерки «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Синодальные персоны» (1882), повести «Полуношники» (1891). Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из «Пролога» (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков изложил серию «легенд» из жизни первохристиан («Повесть о богоугодном дровоколе», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887; «Зенон-златокузнец», 1890). До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровые новации — новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» — предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык XVIII в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного», 1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изысканно, и просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890). Лесков тщательно изучал безбрежную стихию народного языка; его повествовательный стиль характеризуется использованием народных речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов. По достоинству Лескова-художника начали ценить только в XX веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума (1886—1959) о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева (1878— 1927), опера Д. Д. Шостаковича (1906-1975) «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать