Тип календаря

Николай Александрович Некрасов (1821-1878). Поэт. 190 лет со дня рождения.

Детские годы прошли в селе Грешнево (ныне Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832—1837 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839—1840 считался вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского (1811—1848) и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, он дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. «Уму непостижимо, сколько я работал», — вспоминал он позднее. Писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Н. А. Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 — в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842—1843 сблизился с Белинским и его кружком. Пережив перелом, который сам осознал как «поворот к правде», он примкнул к «натуральной школе». Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях стал соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Небольшое стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...»(1847?), состоящее всего из двух четверостиший, стало программным манифестом поэта. Итак, зашёл поэт на Сенную площадь, где били кнутом молодую крестьянку. Из её груди не вырвалось ни звука, «лишь бич свистал, играя...» И поэт сказал своей Myзе: «Гляди! Сестра твоя родная!» Понятно, что это всего лишь аллегория. Поэт не мог быть свидетелем истязания женщины, так как практически к женщинам наказание кнутом не применялось. На Сенной — рыночной площади Петербурга — находилась полицейская часть, в которой секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки дворовых, пьяниц, мелких воришек. Зрительное сходство зачёркнутых крест-накрест красными чернилами рукописей и исполосованных кнутом и кровоточащих спин жертв палача создавало обобщённый символ страданий, образ «иссечённой музы». Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике». Даже в годы политической реакции после 1848 он сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением»: «Три страны света» (1848—1849) и «Мёртвое озеро» (1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала его женой). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х редактор поручил руководящую роль в журнале Н. Г. Чернышевскому (1828-1889) и Н. А. Добролюбову (1836-1861). Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы;«... все симпатии его были на стороне Чернышевского». Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой он сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму, — вспоминал Чернышевский, — высокому благородству души и бестрепетной твёрдости характера я имел возможность писать, как я писал». На рубеже 60-х по-настоящему развернулось дарование народного поэта, сатирика, обличителя «верхов», заступника угнетённой деревни. Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения революционной направленности («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 вышел сборник его стихотворений, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В 1859—1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Стихи: «Дума», «Похороны», «Калистрат», поэмы: «Крестьянские дети», «Коробейники» (обе —1861), «Мороз, Красный нос» (1863) пронизаны неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет поэта в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров и журналу «грозил неумолимый рок», Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: выступил со стихами на обеде в честь М.Н. Муравьёва (1796-1866), противника проведения крестьянской реформы. Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о Родина! прости!...»). В 1868 Некрасову удалось взять в свои руки журнал «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах — «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—1873), сатиру «Современники» (1875—1876). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике воплощены важнейшие черты эпохи 70-х, когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед её самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876). Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской литературы, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место поэта среди русских писателей-реалистов XIX века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. «Я лиру посвятил народу своему», — сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё его творчество. Никто, кроме него, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя («Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир») и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Поэт был далек от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства («Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?»). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!». Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы он ни писал. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860). Тема любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Его постоянно волновала тяжёлая судьба русской женщины. Эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках - «Княгиня Волконская», «Княгиня Трубецкая». В этих исторических поэмах прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 70-х. «Кому на Руси жить хорошо» (1866—1876) увенчивает творчество Николая Александровича. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины XIX века, поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение поэта вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества. Песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве. Важнейшая черта творчества Некрасова — его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Поэт глубоко национальный, он широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Многие стихи ещё при его жизни стали песнями. Похороны Некрасова вылились в народную политическую демонстрацию.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать