Электронный каталог Что почитать Краеведение Режим работы Виртуальная справка Услуги Полезные ссылки

Мирослав Матвеевич Кацель. Биография.

80 лет со дня рождения Мирослава Матвеевича Кацеля (1930–2000), актера, художественного руководителя Хабаровского краевого театра драмы, народного артиста России.

80 лет со дня рождения Мирослава Матвеевича Кацеля (1930–2000), актера, художественного руководителя Хабаровского краевого театра драмы, народного артиста России. «Душа ушедшего артиста, она в театре навсегда» – строчка из стихотворения Л. И. Миланич. Это о многих, кого помним и любим. Это и о народном артисте России М. М. Кацеле. Почти сорок лет он служил в краевом театре драмы. В биографии актера более ста сыгранных ролей. Раннее детство прошло в г. Владивостоке. Его отец – талантливый врач, ждал назначения на должность главного хирурга города, но не дождался, был арестован. Практически сразу забрали маму, а маленького Славу определили в специальный лагерь для детей «врагов народа». Бабушка, мать отца, выкупила его у надзирателей. К этому моменту отпустили и маму, но все понимали, что скоро ее снова могут забрать. И тогда они решили бежать из Владивостока. Уезжали тайно, порознь, договорившись встретиться в Иркутске. Здесь они жили какое-то время, затем уехали в Москву. 12 лет провел М. М. Кацель в Москве: учился, окончил школу, училище. Любовь к цирку привела его в Московское цирковое училище: мечтал стать гимнастом на перекладине. Но после двух лет обучения выяснилось, что у него слабые связки. Мечту о цирке пришлось отбросить. Оставалась еще одна любовь – театр. Она пришла еще в школе, где был драмкружок. Он участвовал в школьных спектаклях. «Но потом я впервые увидел «Три сестры» с Тарасовой, Хмелевым, – вспоминает М. М. Кацель – ... После спектакля я, потрясенный, почти всю ночь бродил один по Москве ... «Три сестры» послужили толчком – я стал актером». Был в его жизни период, когда он бросил школу и пошел работать учеником рабочего сцены в Московский художественный театр. М. М. Кацель рассказывает: «Однажды ко мне подошла Ольга Николаевна Андровская, великая актриса, и спросила, кем я хочу быть? Я сказал, что артистом, но школу еще не закончил. Закончите, милый мой, сказала она, сейчас везде только высшие театральные курсы и без десятилетки не берут». После окончания школы не было вопроса, куда идти: только в театральный. Поступал одновременно в Высшее театральное училище им. Щепкина и в ГИТИС. Прошел в оба заведения. Три дня проучился в ГИТИСе и перешел в щепкинское. «Потому что там, начиная с первого курса, мы были на сцене …», – объяснял он. У М. Кацеля была возможность остаться в столице или где-то неподалеку. Заканчивая театральное училище, он даже начал репетировать роль в спектакле «Учитель танцев» в Калужском областном театре. Но он поехал на Дальний Восток. Почему? Мирослав Матвеевич знал ответ на этот вопрос: «Я был сыном «врага народа», и при каждом удобном случае мне этим тыкали. Мне хотелось вернуться на Дальний Восток, чтобы узнать о судьбе отца, душу успокоить и очистить его имя». С группой молодых актеров он приехал в Комсомольск-на-Амуре. Однако не так прост был его отъезд. Комсомольск тогда был городом закрытым, для въезда требовался специальный пропуск. И снова его вызывали, объясняли, что в городе много важных стратегических объектов, а тут неувязочка – отец … Пропуск все-таки выдали. «Когда в пятьдесят втором году я приехал в Комсомольск, – рассказывает Мирослав Матвеевич, – это действительно был город юности. Там собралась замечательная талантливая молодежь из Москвы, Ленинграда, Киева, все с высшим образованием. Потрясающе! Я не могу рассказать, какие это были компании, как мы ночами не спали, что-то обсуждали, влюблялись. Тогда еще у театра не было своего помещения, и спектакли проходили в Доме культуры судостроителей. Выходишь вечером после спектакля – народу полным-полно». С первых шагов актерская судьба М. Кацеля сложилась счастливо, он был востребован, всегда на главных ролях. В 1961 г. переехал в Хабаровск, поступил в театр драмы. И здесь был успешен, его игра нравилась зрителям, удовлетворяла режиссеров. С его именем связаны самые яркие страницы в жизни театра. «Но вдруг я понял, что потерялся критерий оценки. Какая-то стена». Так он объясняет свой отъезд на высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, дающие право быть главным режиссером, которые он закончил в 1970-е гг. После курсов ему предлагали место главного режиссера в Брянске, Белгороде, вызывали в министерство. Он вернулся в свой театр, стал снова работать актером, но иногда ставил спектакли. Однажды соблазнился, принял предложение, стал главным режиссером Хабаровского театра юного зрителя. Но через год он снова был в своей родной драме, это было не его. В последние годы он пять лет был художественным руководителем Хабаровского театра драмы. В этот период им было поставлено более двадцати спектаклей, были большие гастрольные поездки. Боль об отце жила в сердце М. М. Кацеля всегда. Не затихая, не отступая. «Я счастлив, что здесь, на Дальнем Востоке, я оправдал имя отца. Когда я собрал все документы о том, что отец реабилитирован, я словно другой жизнью начал жить. Сейчас я свободный, абсолютно независимый человек», – сказал он в одном из интервью. В 2003 г. было принято Решение городской думы об увековечении памяти артиста. Но лишь спустя 4 года (2007) на здании Хабаровского краевого театра драмы была открыта мемориальная доска Народному артисту России Мирославу Кацелю. Автор – скульптор Максим Ананенко.

30696358