Луи Арагон (1897—1982). Французский писатель, поэт. 115 лет со дня рождения
Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Первые стихи написал в 1917. Увлекался дадаизмом и сюрреализмом. Но уже в ранних опытах резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем его творчество развивалось в реалистическом направлении. Участвовал в Первой мировой войне (1914—1918) санитаром.
Испытал все её ужасы, овладел азами окопной науки. Война вызвала у Арагона чувство протеста против человеконенавистнических законов капиталистического мира, разочарование в буржуазной
культуре.
В 1927 вступает в ряды Французской коммунистической партии.
Откровенно и мужественно рассказывает о том, как преодолевал препятствия, стоявшие на его пути, как перешёл на позиции коммунизма и стал борцом за новый мир. Большое значение в этом процессе имело знакомство Арагона с жизнью Советского Союза, с его литературой, прежде всего с В. В. Маяковским (1893—1930). Их сблизило понимание поэзии как оружия в борьбе настоящей и в борьбе грядущей. В1930 поэт побывал в СССР.
Советская страна становится для Арагона символом нового мира, и он считает своим долгом подробно рассказать французам о том, что происходит в этом новом мире. И посвящает этой цели своё творчество и годы жизни. Он написал получившие широкую известность книги стихов «Красный фронт» (1931) и «Ура, Урал!» (1934) — о борьбе двух общественных систем, о победном шествии социализма.
В 1934 году выходит в свет роман «Базельские колокола», открывающий собой цикл романов «Реальный мир». Герои переходят из произведения в произведение, пересекаются многочисленные сюжетные линии, действительность даётся во всей многогранности, отдельные человеческие судьбы связаны с судьбами общенародными. Исторические фигуры выступают здесь наряду с персонажами, созданными воображением художника. В этом цикле, над которым Арагон работал до 1951, он показал рабочий класс как восходящую силу нации.
В дни борьбы испанского народа с фашизмом писатель был среди тех, кто помогал сражающимся республиканцам. В годы немецко-фашистской оккупации он стал одним из организаторов французского Сопротивления (1940—1944), сотрудничал в подпольной газете «Летр франсез». В сборниках стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), в сборнике рассказов «Падение и величие французов» (1945) и других горечь от поражения Франции неотделима у него от призыва к борьбе за её свободу.
В 1946—1953 вышли две книги документальной прозы «Человек-коммунист». В сборнике стихов «Снова нож в сердце» (1948) Арагон резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл «Реальный мир» в 1949—1951 завершён романом «Коммунисты» (рус. пер. 1953). Поэма «Глаза и память» (1954) — опыт поэтического осмысления путей развития человечества. В романе «Страстная неделя» (1958), ставшем вершиной творчества писателя, на широком общественно-историческом фоне изображён путь художника к народу. Член Всемирного совета мира, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957).