Кулагин Геннадий Васильевич - прозаик. Член городского литературного объединения.
Родился 17 декабря 1949 г. на ст. Ружино Приморского края. В 1957 г. приехал в Комсомольск. В 1971 г. окончил филологический факультет Комсомольского – на – Амуре педагогического института. Служил в Советской Армии, работал учителем русского языка и литературы, токарем, мастером производственного обучения. С 1980 по 1994 годы жил во Владивостоке. В 1995 году Геннадий Васильевич вернулся в Комсомольск. Публиковался в газетах «Тихоокеанский курьер», «Дальневосточный ученый», «Утро России», «Советский Сахалин», «Книжное обозрение», «Тихоокеанская звезда», «Вечерний Комсомольск» и других.
Печатался Г. В. Кулагин также в сборниках «Комсомольск литературный» (2003 и 2004 годы), «Писатели города Комсомольска» (Книга третья 2006). На языке эсперанто он публиковался в эсперантских журналах «ООМОТО» (Япония), «Вульгара эспэрантисто» (Болгария) и других.
Произведения Кулагина Г. В.
КОМСОМОЛЬСК СЕРЕДИНЫ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ
(Опубликовано в книге: Писатели города Комсомольска-на-Амуре : ЛИТО-2005 г. Кн. 3 / сост. С. И. Вишнякова. - Комсомольск-на-Амуре : Со-Весть, 2006. - 654 с. : ил.)
Когда-то на вопрос: "Как выглядела раньше эта улица Комсомольска?" -можно было смело отвечать: "Здесь была тайга". Однако потом, особенно с 1960-х годов, всё чаще приходилось строить не на месте тайги, а на месте прежних, построенных в 30 - 40-ые годы, домов и производственных сооружений. Комсомольск начала третьего тысячелетия выглядит не так, как он выглядел в середине прошлого века. Молодым комсомольчанам и тем, кто приехал в наш город недавно, будет интересно узнать, каким был Комсомольск раньше.
Каким же представал наш город полвека назад перед теми, кто приезжал в него по железной дороге?
...Поезд, постепенно замедляя ход, уже осторожно идет по западному пригороду. С левой стороны по ходу поезда видны железнодорожные сооружения. А справа за окнами вагона тянутся разномастные низенькие домишки, окруженные огородиками и двориками со всевозможными сарайчиками, такими же потемневшими от времени, как и домишки, и разношерстные покосившиеся заборчики, огораживающие дворики и огородики. Это Петуховка -так называлась раньше эта часть города.
Пассажиры уже выстроились с чемоданами в проходе вагона. Вагон, как и весь поезд, пропах угольным дымом, между двойными стеклами окон чернеет сажа, да и везде заметно ее присутствие...
Железнодорожный вокзал тогда находился там, где теперь улица Пирогова упирается в рельсы,- сейчас на его месте стоит здание из светлого кирпича. Старый вокзал был трехэтажный, из почерневших от времени бревен.
Вот уже и перрон со встречающими. Как ни старается машинист паровоза остановиться мягко, но при остановке по всему составу пробегает чувствительный толчок. Тормозов на воздушной подушке тогда еще не было... На перроне тоже пахнет угольным, паровозным дымом. Пройдя темноватый вокзал, приезжие выходят на небольшую привокзальную площадь, где стоят несколько такси "Волги" модели тех лет и городской автобус - маленький, узконосый...
Вправо от вокзала уходила улица, по обе стороны которой стояли дере-нные, почерневшие от времени домишки, вперемешку одноэтажные и двухэтажные.
За привокзальной площадью, как-то отдельно, будто посёлочек с единст-енной улицей, сгрудилось десятка два дряхлых низеньких хибарок, окруженных огородиками за покосившимися заборчиками...
На некотором расстоянии от этих халупок, дальше от вокзала, стояли чер-нобревенчатые двухэтажки. Даже теперь, спустя полстолетия, их еще много в Комсомольске, а тогда их было гораздо больше. По сравнению с одноэтажными домишками и бараками эти двухэтажки считались солидным жильем, хотя и они не имели никаких коммунальных услуг.
На юг от вокзала вела длинная улица, называемая сейчас улицей Пирогова. А тогда она называлась, видимо, Вокзальной. К северо-востоку от нее начинался огромный пустырь, включавший в себя и район к северу от хлебозавода, и всё обширное пространство, занимаемое теперь проспектом Перво-строителей и зданиями вдоль него... Зимой его покрывали непроходимые сугробы, а летом на его глинистой, полной округлых камней земле рос бурьян, кое-где зеленели грядки картофеля, иногда можно было видеть пасущихся коз, привязанных к колышкам...
Лишь одно каменное здание стояло тогда на западном крае этого пустыря у улицы Пирогова - трехэтажное общежитие железнодорожников. Тогда только что построенное, с портиком и лепными украшениями, покрашенное в светло-коричневый цвет, оно резко отличалось от чернобревенчатых двух-этажек, стоящих вдоль западной стороны улицы Пирогова.
Этот район, между нынешними улицами Пирогова и Вокзальной, изменился с тех пор неузнаваемо! От стоявших там когда-то деревянных двухэтажен и всяких домишек не осталось и следа... Сохранилась лишь березовая рощица...
Полвека назад этот район был застроен примерно до теперешней улицы Гамарника Дальше, приблизительно на месте Магистрального шоссе, располагалась Петуховка. А южнее ее до озера Мылка и дальше простиралась равнина. Колея железой дороги, ведшая когда-то к паромной переправе и сохранившаяся до сих пор, раньше проходила далеко от последних построек города.. А асфальтовый завод находился еще дальше...
Между двухэтажками находились целые городки из сараев и кладовок для Дров, угля и прочего; многие тогда держали в сараях чушек, кур, а кое-кто Даже коз... У домов были проложены деревянные тротуары - из потемневших Досок, скользкие в дождь, кое-где проломанные. Деревянные тротуары были Распространены в Комсомольске до середины 60-х годов. Например, длинный Деревянный тротуар тянулся от хлебозавода до старого вокзала вдоль северной стороны улицы Пирогова, что было очень кстати, так как весной, летом и 0сенью во время таяния снега и дождей во многих местах разливались огромные лужи и стояла грязь. Поэтому весной и осенью мужчины и мальчишки носили кирзовые сатин, а женщины и девчонки ходили в черных pes сапогах с длинными голенищами.
Возле каждой двухэгажки имелись крохотные огородики. пгпмыкаьщц> дому с трех сторон (кроме той, где были двери подъездов).
То там. то здесь белели крашенные известью деревянные туалеш. ящик помоек и крышки выгребных ям. А зимой для жидких помоев сколами,--досок коробы. Когда короб наполнялся, доски убирали, а замерзшую • разбивали ломами и кайлами и забрасывали лопатами на самосвал...
Зимой над крышами домов из труб поднимались к небу сизые дымы рошо. по-деревенски пахло то березовыми, то лиственничными дровами...
С вага ног район привокзальных двухэтажен ограничивался улицей января. Теперь в атом месте от нее остался лишь проход между Ломом молодого железнодорожника и 4-ой поликлиникой, а раньше она начиналась гам, где улица Вокзальная пересекается с улицей Нкрогова. А гам. где сейчас к западу от улицы Пирогова проходит Вокзальная, еще во второй половине 1900-х годов стояли деревянные двухзгажки. К югу от двухэтажен, через улицу 9-го января, простирался обширный пустырь, теперь занятый железнодорожной и 4-ой больницами.
Дальше к западу уже и тогда стояли жилые двухэтажные каменные дома к коттеджи, а потом начинался поселок Мылки. Новое там то, что возле многих домов появились гаражи... Да и поселок Мылки во многих местах заметно отступил перед десятиэтажными громадами новостроек?..
Вообще, чтобы представить себе Комсомольск середины прошлого века, нужно мысленно убрать все еветлокирпичные и блочные здания и на их место кое-где поставить чернобревенчатые двухэтажки. разномастные хибарки, длинные приземистые бараки. Все это в окружении огородиков за неказистыми заборчиками, сделанными из чего попало. Больших деревьев было мало, в основном вдоль дорог сиротливо стояли тоненькие, хилые саженцы...
Дома в основном были двух - и одноэтажные. Четырех- и пятиэтажных домов было сравнительно мало. Благодаря этому почти отовсюду в Комсомольске можно было видеть окружающие его сопки, в том числе и заамур-ские, любоваться рассветами и закатами...
Но вернемся к улице Вокзальной, туда, где она пересекается с улицей Ии-рогова. Трамвайной линии пятьдесят лет назад еще не было. Зато уже раоота хлебозавод, распространяя вокруг добрые запахи свежеиспеченного хлеоа.
Приметой того времени являлось радио, установленное при входе на х-Н." бозавод и громко вешавшее с утра до вечера...
Через дорогу от хлебозавода, где теперь пустырь и детская поликлиника до 60-х годов стояли одноэтажные однотипные дома из потемневших от в| мени бревен, окруженные дворами с огородами. Сейчас от них сохранили*. лишь кое-где деревья...
Недалеко от хлебозавода по улице Вокзальной лежат развалины. Это всё, кто осталось от бывшей здесь бани. А полвека назад тут бывало по субботам воскресеньям многолюдно. Баня была каменная, двухэтажная, покрашенная светло-коричневый цвет. И архитектуру она имела оригинальную: с различными украшениями при входе и над окнами, - даже напоминала итальянские дворцы эпохи Возрождения...
Оживленнее всего бывало в бане по субботам после обеда. Тогда субботы были рабочими, но работали до трех часов. Этот день считался банным. В те времена квартир с ваннами было очень мало. Основная масса горожан могла лишь мечтать о таком счастье...
В баню приходили целыми семьями. Атмосфера тут царила праздничная и в то же время домашняя: почти все знали друг друга и по работе и по месту жительства. Слышались веселые приветствия, смех. В парикмахерской знакомая всем тетя Маша запросто могла скомандовать: '"Иди сначала помойся" или "Подожди немного, пусть волосы высохнут". И ее с готовностью слушались.
Мужчины, которые уже помылись,- пока жены сушили волосы, направлялись в буфет
попить пива или лимонада. Все наслаждались отдыхом после недели работы, часто тяжелой, зимой на холоде...
Вообще, раньше люди были более неприхотливы. Пережив тяготы войны, они научились ценить и возможность покупать хлеб без карточек, и счастье иметь свое жилье, пусть и без коммунальных услуг...
Одевались тогда скромно. Самой распространенной верхней одеждой были фуфайки. И новые, и уже ношенные, замасленные. Раньше, наверно, не было возможности переодеваться на работе, поэтому на работу добирались уже в рабочей одежде... А самой распространенной обувью у мужчин и мальчишек весной и осенью были кирзовые сапоги: слишком много было тогда в городе луж и заболоченных мест. А женщины и девчонки, носили резиновые сапоги, причем только черные - светлых и разноцветных не было. Зимой ходили в валенках - и мужчины и женщины. Мужчины, занимавшие солидные Должности, ходили в длинных драповых пальто с каракулевым воротником и в бурках на ногах. А богатые женщины зимой носили длинные суконные пальто с воротником из чернобурки и белые чёсанки на высоком каблуке. Об элегантных импортных шубах и изящных сапожках, какие в наше "трудное" время часто можно видеть на улицах Комсомольска, никто тогда даже не Мечтал...
Не было тогда и личных гаражей. Семьи, имевшие машину, можно было пересчитать по пальцам. Причем машины эти были обычно старые, списание, постоянно ремонтируемые. И всё равно - на их владельцев смотрели как На немыслимо богатых...
Вместо гаражей полвека назад во дворах жилых домов стояли кучи кладовок с дровами и углем и сараи с чушками и курами. В те годы большую часть горожан - и не только в Комсомольске - составляли те, кто родился и вы деревне, и им трудно было отказаться от деревенских привычек...