Тип календаря

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919). Писатель, драматург. 140 лет со дня рождения.

Окончил юридический факультет Московского университета (1897). Несколько лет практиковал как адвокат. Начал печататься как фельетонист в 1895. Его раннее творчество выражало демократические настроения, развивалось в русле критического реализма: «Бергамот и Гараська» (1898), «Большой шлем» (1899). Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь». Потом были «Город» (1902), «Призраки» (1904). В начале 1900-х сблизился с М. Горьким (1868—1936), который ввёл его в литературный кружок Н.Д. Телешова (1867—1957) «Среда». Кружок объединял писателей-реалистов преимущественно радикальных политических взглядов. Однако Андреев менее всего мыслил себя как политического борца, свою революционность ощущал скорее как некий метафизический бунт, вовсе не связанный с политикой. Увлёкшись в юности философией А. Шопенгауэра (1788—1860), ещё тогда обрёл некоторую нервность, пессимизм, переменчивую «контрастность» натуры, как отмечали иные мемуаристы. Это не могло не сказаться на его характере, да и на здоровье тоже. В юности он дважды покушался на самоубийство, что в конечном счёте привело к хронической сердечной недостаточности. В его творчестве проявляется углублённый психологизм, усиливается накал духовных коллизий. В 1900-е Андреев примыкает к группе писателей, связанных с петербургским книгоиздательским товариществом «Знания» (1898— 1913). Его организовали деятели Комитета грамотности с культурно- просветительскими целями. В рассказах этого периода («В тумане», «Бездна», «Мысль» — все 1902), повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904) уже проявились скепсис, неверие в разум человека, в возможность социального переустройства жизни. Возникает роковой разлад духа и плоти, мысли и безумия, веры и неверия, красоты и безобразия и так далее. В 1902 писатель становится редактором «Курьера». В том же году вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. И одновременно, благодаря помощи Максима Горького, большим тиражом выпущен первый том сочинений Андреева. В 1905 он приветствовал первую русскую революцию. Укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП. Андреев становится «выразителем духа времени», представляя его читающей публике в несколько упрощённом, доступном для понимания виде. Это и сделало его одним из самых читаемых прозаиков начала XX века. Он сознательно сгущает краски, гиперболизирует «страшное» в жизни, подчёркивая отсутствие противоположного полюса. Особенно характерна в этом смысле драма «К звёздам» (1905), где человек представлен пылинкой в бесконечности космоса. Спектакль в театре В.Ф. Комиссаржевской «Жизнь человека» (1906) стал событием года. Символом человеческой несвободы выступал Некто в сером. Мотив отчуждения личности, распад её доминирует в пьесах «Царь Голод» (1907), «Анфиса»(1909), «Екатерина Ивановна» (1912), «Тот, кто получает пощёчины» (1916) и других. Так в годы реакции выразилось разочарование писателя в самой революции. Октябрьскую 1917 не принял. Но это не помешало ему остаться одним из ярких представителей Серебряного века русской литературы.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать