Я приехала в Комсомольск-на-Амуре в 1954 году. Городу было 22 года. Комсомольск показался мне небольшим. Жила в посёлке Мылки. Молодёжи было очень много. Ведь, город был молодой, и население тоже. Жители поселка работали в основном на паромной переправе, на Кирзаводе и на судостроительном заводе. В 7 часов утра раздавался гудок судостроительного завода, и тысячи людей шли пешком по Аллее Труда на завод утром и вечером возвращались домой. Автобусы ходили редко, а в сторону Мылки вообще не ходили. Трамваев тоже еще не было.
На окраине поселка стоял детский дом (Лесная 2), а через дорогу школа № 42. До этого мылкинские дети ходили в 25 школу. На пересечении улиц лесной и Орловской находился деревянный кинотеатр «1 Мая». Кинотеатр «Дружба» построили в 60-е годы.
Зимы были очень холодные, лето – жаркое. Снегу иногда не было до Нового года. До 2000-х годов не помню, чтоб здесь были грозы.
В институт поступила на филфак, обучение длилось 4 года. На втором курсе добавили историю. Стал факультет истфил, на нём обучались 5 лет. Студенты были в основном приезжие из западных областей, были с Сахалина. На курсе – 75 человек. Первый год платили за обучение 300 рублей в год. Стипендия на 1 курсе – 20 руб., на 2-м – 22 руб. Родители деньги присылали редко. Политинститут был только вечерний, позже открыли дневное отделение.
Студенты посещали библиотеку им. Н. Островского на проспекте Сталина (сейчас пр-т Мира) рядом с политехникумом. Фонд библиотеки был не очень богатый. Книгу передавали друг другу на ночь, читали ночами
Часто ходили в кинотеатр «Комсомолец», во дворец ЗЛК, больше развлекательных мест не было. На танцы ходили в клуб в Амурлаге на Парижской Коммуне, где сейчас спортивный комплекс «Локомотив». Молодежи всегда было много. Дворца культуры железнодорожников, парка при нем еще не было. Иногда на танцы бегали в ДК «Строитель». Проводились вечера в институте, на которых выступали студенты.
Рядом с институтом на ул. Пионерской был ресторан «Дальний Восток». Туда ходили только избранные (у меня не было денег).
В 1957 г. пустили трамвай к 25-летию города (на Амурсталь и в город). На Дзёмги трамвай стал ходить позже.
Из статьи Трамвайное управление : [история трамвайного транспорта в г. Комсомольске-на-Амуре (1957г.)]// Комсомольск-на-Амуре. Север Хабаровского края. Восточный БАМ. Нижнеамурье: Энциклопедия. - 2004.
«В 50-х г. население Комсомольска-на-Амуре значительно выросло, в несколько раз увеличилось число пассажиров городского транспорта. Строились заводы, фабрики, расширялась городская черта. Город нуждался в более мобильной транспортной связи между районами. В 1955г. было начато строительство трамвайных путей. Строить трамвайные пути выходили тысячи горожан в свои выходные дни, помогали строителям выполнять огромные объемы работ. 6 ноября 1957 года в двух направлениях с пл. Ленина на з-д Амурсталь и на пос. Мылки отправились первые трамваи. В этот день на площади Ленина состоялся митинг по случаю пуска первого трамвая».
Везде велось строительство. На моих глазах вырос на площади Ленина дом со шпилем (1955), появилась улица Вокзальная, новый железнодорожный вокзал. Район ул. Вокзальной, где была 25 школа, 41,43 дома, Отделение дороги, баня и 47 дом называли Амурлаг. Здесь находился Амурский лагерь заключенных. Они строили весь проспект Сталина (пр-т Мира). Коттеджи на Парижской Коммуне строили японцы, белые домики на Мылках по Орловской тоже строили японцы.
Из книги Кузьминой М.А.Это нашей истории строки... : Путеводитель по историческим и памятным местам города. - Комсомольск-на-Амуре, 1992.
«Первые заключенные Дальлага стали прибывать в Комсомольск-на-Амуре с марта 1933 года. В начале 40-х годов на улице Вокзальной было построено здание для Управления Нижнее-Амурского ИТЛ. Заключенные комсомольских лагерей принимали участие в строительстве кинотеатра «Комсомолец», политехникума, управления Ж\Д, школ № 165 и 25, коттеджей по ул. Парижская Коммуна, по ул. 9-го Января и т. д. »
За политехникумом в сторону Мылки был поселок Парашютка. Ближе к Амуру стояли паромовские бараки.
В магазинах было много разной рыбы, мехов (норка, песец, соболь). Но одевались очень скромно, так как доходы были небольшие. Помню, что за хлебом были огромные очереди, приходилось стоять по несколько часов. На берегу Амура, где сейчас камень, находился рынок, который потом перенесли на Кирова.
В ноябре 1960 г. открыли железнодорожный интернат. На ул. Ленина возле интерната стояли 2-х этажные бараки, их стали сносить. Когда копали фундамент, выкапывали гробы, кости, потому что там было кладбище. Никому неизвестные могилы есть и в парке железнодорожников. Парк сажали дети интерната, рабочие железнодорожники.
В январе 1963 года открыли Дворец железнодорожников. Раньше там была богатая библиотека. В 70-е годы появился «Факел», где стали показывать широкоформатные фильмы. Много людей шло в кинотеатр «Юность», где показывали учебные фильмы. Часто шли в кинотеатрах детские фильмы (цена 10 коп.).
Кафе не было, были столовые, за 1.50 - 2.00 рубля можно было пообедать.
Дземги (Ленинский район) для нас был загадкой, далеко, ездили редко.
Там, где сейчас ул. Гагарина, был поселок перед Кирзаводом. Долго до строительства моста через Амур, там работала паромная переправа. Ходили 4 парома с мая по ноябрь. Потом строили ледовую дорогу («ледянку»). На лед укладывали рельсы, вагоны переставляли на них и перегоняли на другой берег Амура. Мой дядя работал на этой переправе. Он занимался погрузкой ж/д вагонов на паром, чтобы давить на рычаги крана необходима была непомерная силища. Эта дорога функционировала январь и февраль. В марте ее снова разбирали.
Богуславский, Р. Строительство № 500 : История строительства и эксплуатации паромной дизель-электроходной переправы через р. Амур у г. Комсомольска // Тихоокеан. звезда. - 2005. - 14 июля, с. 5.
«Во время ВОВ союзник фашисткой Германии Япония была готова к вторжению на советский Дальний Восток. Тогда Гос. Комитет обороны принимает решение: «Построить железную дорогу от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани…на переходе реки Амур вместо постоянного моста построить паромную переправу, обеспечивающую пропуск шести пар поездов в сутки».
На строительство паромной переправы ушло 2 года. 23 июля 1945 года строители сдали в эксплуатацию паромную переправу с причалами, ж/д подъездными путями и тремя станциями – Мылки, Комсомольск-на-Амуре-Пристань, Пивань-Пристань. Как только вставал лед на Амуре, начинали расчищать от торосов лед. Делали ровную полосу шириной 50 метров. Затем укладывали лёжки, прогоны и шпалы. Строительство велось с 2-х сторон – от пристани Комсомольска и от Пивани. Часто под весом паровозов и вагонов лед продавливался, и выступающая из-под него вода покрывала рельсы. Тогда делали обводы. До 1960 г. «ледянку» строили более 700 человек. Почти все делалось вручную. Лежни, шпалы и рельсы носили на плечах. И только в нач. 60-х годов стали применять технику. Для укладки и разборки колеи требовалось ок. 100-150 рабочих.
Ледовая дорога действовала почти 30 лет».
На окраине поселка стоял детский дом (Лесная 2), а через дорогу школа № 42. До этого мылкинские дети ходили в 25 школу. На пересечении улиц лесной и Орловской находился деревянный кинотеатр «1 Мая». Кинотеатр «Дружба» построили в 60-е годы.
Зимы были очень холодные, лето – жаркое. Снегу иногда не было до Нового года. До 2000-х годов не помню, чтоб здесь были грозы.
В институт поступила на филфак, обучение длилось 4 года. На втором курсе добавили историю. Стал факультет истфил, на нём обучались 5 лет. Студенты были в основном приезжие из западных областей, были с Сахалина. На курсе – 75 человек. Первый год платили за обучение 300 рублей в год. Стипендия на 1 курсе – 20 руб., на 2-м – 22 руб. Родители деньги присылали редко. Политинститут был только вечерний, позже открыли дневное отделение.
Студенты посещали библиотеку им. Н. Островского на проспекте Сталина (сейчас пр-т Мира) рядом с политехникумом. Фонд библиотеки был не очень богатый. Книгу передавали друг другу на ночь, читали ночами
Часто ходили в кинотеатр «Комсомолец», во дворец ЗЛК, больше развлекательных мест не было. На танцы ходили в клуб в Амурлаге на Парижской Коммуне, где сейчас спортивный комплекс «Локомотив». Молодежи всегда было много. Дворца культуры железнодорожников, парка при нем еще не было. Иногда на танцы бегали в ДК «Строитель». Проводились вечера в институте, на которых выступали студенты.
Рядом с институтом на ул. Пионерской был ресторан «Дальний Восток». Туда ходили только избранные (у меня не было денег).
В 1957 г. пустили трамвай к 25-летию города (на Амурсталь и в город). На Дзёмги трамвай стал ходить позже.
Из статьи Трамвайное управление : [история трамвайного транспорта в г. Комсомольске-на-Амуре (1957г.)]// Комсомольск-на-Амуре. Север Хабаровского края. Восточный БАМ. Нижнеамурье: Энциклопедия. - 2004.
«В 50-х г. население Комсомольска-на-Амуре значительно выросло, в несколько раз увеличилось число пассажиров городского транспорта. Строились заводы, фабрики, расширялась городская черта. Город нуждался в более мобильной транспортной связи между районами. В 1955г. было начато строительство трамвайных путей. Строить трамвайные пути выходили тысячи горожан в свои выходные дни, помогали строителям выполнять огромные объемы работ. 6 ноября 1957 года в двух направлениях с пл. Ленина на з-д Амурсталь и на пос. Мылки отправились первые трамваи. В этот день на площади Ленина состоялся митинг по случаю пуска первого трамвая».
Везде велось строительство. На моих глазах вырос на площади Ленина дом со шпилем (1955), появилась улица Вокзальная, новый железнодорожный вокзал. Район ул. Вокзальной, где была 25 школа, 41,43 дома, Отделение дороги, баня и 47 дом называли Амурлаг. Здесь находился Амурский лагерь заключенных. Они строили весь проспект Сталина (пр-т Мира). Коттеджи на Парижской Коммуне строили японцы, белые домики на Мылках по Орловской тоже строили японцы.
Из книги Кузьминой М.А.Это нашей истории строки... : Путеводитель по историческим и памятным местам города. - Комсомольск-на-Амуре, 1992.
«Первые заключенные Дальлага стали прибывать в Комсомольск-на-Амуре с марта 1933 года. В начале 40-х годов на улице Вокзальной было построено здание для Управления Нижнее-Амурского ИТЛ. Заключенные комсомольских лагерей принимали участие в строительстве кинотеатра «Комсомолец», политехникума, управления Ж\Д, школ № 165 и 25, коттеджей по ул. Парижская Коммуна, по ул. 9-го Января и т. д. »
За политехникумом в сторону Мылки был поселок Парашютка. Ближе к Амуру стояли паромовские бараки.
В магазинах было много разной рыбы, мехов (норка, песец, соболь). Но одевались очень скромно, так как доходы были небольшие. Помню, что за хлебом были огромные очереди, приходилось стоять по несколько часов. На берегу Амура, где сейчас камень, находился рынок, который потом перенесли на Кирова.
В ноябре 1960 г. открыли железнодорожный интернат. На ул. Ленина возле интерната стояли 2-х этажные бараки, их стали сносить. Когда копали фундамент, выкапывали гробы, кости, потому что там было кладбище. Никому неизвестные могилы есть и в парке железнодорожников. Парк сажали дети интерната, рабочие железнодорожники.
В январе 1963 года открыли Дворец железнодорожников. Раньше там была богатая библиотека. В 70-е годы появился «Факел», где стали показывать широкоформатные фильмы. Много людей шло в кинотеатр «Юность», где показывали учебные фильмы. Часто шли в кинотеатрах детские фильмы (цена 10 коп.).
Кафе не было, были столовые, за 1.50 - 2.00 рубля можно было пообедать.
Дземги (Ленинский район) для нас был загадкой, далеко, ездили редко.
Там, где сейчас ул. Гагарина, был поселок перед Кирзаводом. Долго до строительства моста через Амур, там работала паромная переправа. Ходили 4 парома с мая по ноябрь. Потом строили ледовую дорогу («ледянку»). На лед укладывали рельсы, вагоны переставляли на них и перегоняли на другой берег Амура. Мой дядя работал на этой переправе. Он занимался погрузкой ж/д вагонов на паром, чтобы давить на рычаги крана необходима была непомерная силища. Эта дорога функционировала январь и февраль. В марте ее снова разбирали.
Богуславский, Р. Строительство № 500 : История строительства и эксплуатации паромной дизель-электроходной переправы через р. Амур у г. Комсомольска // Тихоокеан. звезда. - 2005. - 14 июля, с. 5.
«Во время ВОВ союзник фашисткой Германии Япония была готова к вторжению на советский Дальний Восток. Тогда Гос. Комитет обороны принимает решение: «Построить железную дорогу от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани…на переходе реки Амур вместо постоянного моста построить паромную переправу, обеспечивающую пропуск шести пар поездов в сутки».
На строительство паромной переправы ушло 2 года. 23 июля 1945 года строители сдали в эксплуатацию паромную переправу с причалами, ж/д подъездными путями и тремя станциями – Мылки, Комсомольск-на-Амуре-Пристань, Пивань-Пристань. Как только вставал лед на Амуре, начинали расчищать от торосов лед. Делали ровную полосу шириной 50 метров. Затем укладывали лёжки, прогоны и шпалы. Строительство велось с 2-х сторон – от пристани Комсомольска и от Пивани. Часто под весом паровозов и вагонов лед продавливался, и выступающая из-под него вода покрывала рельсы. Тогда делали обводы. До 1960 г. «ледянку» строили более 700 человек. Почти все делалось вручную. Лежни, шпалы и рельсы носили на плечах. И только в нач. 60-х годов стали применять технику. Для укладки и разборки колеи требовалось ок. 100-150 рабочих.
Ледовая дорога действовала почти 30 лет».