Колядинцева Е. П. Новые подходы в работе с молодёжью в библиотеке, или как оставаться в тренде / Е. П. Колядинцева. - Текст : непосредственный // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. - 2019. - № 2 (83). - С. 23-26.


Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее.
Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес».

Мы живём в быстро меняющемся мире. Учёные утверждают, что знания обновляются в самых прогрессивных отраслях через 1,5-2 года. Каждые 72 часа в мире появляются новые технологии. Мир постоянно преображается технологически, социально, экономически, психологически, культурно.

Всё чаще становятся востребованы такие навыки, как критическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность, умение работать в режиме многозадачности.

Неудивительно, что любой заботливый родитель озадачен вопросами воспитания и развития своего ребёнка как успешного и счастливого человека. Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились, родители готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но оказывается, что для хорошей успеваемости не так важно, из бедной семьи ребёнок или из богатой, высшее у родителей образование или всего несколько классов. Важно лишь то, сколько с ним разговаривают, читают в раннем детстве и сколько времени этому уделяют.

К сожалению, поколение 90-х, в силу известных социальных причин, выросло без должного родительского внимания, без понимания важности и, соответственно, потребности в чтении. Сегодня всё чаще в библиотеку обращаются молодые родители с просьбой посоветовать, что можно почитать малышу или как заинтересовать ребёнка чтением. Но при беседе становится понятно, что сама мама не может чётко ответить на вопрос, зачем вообще необходимо читать с ребёнком. Невольно приходит на ум ситуация в аптеке, когда без поставленного диагноза люди просят у фармацевта лекарство. Сейчас у многих молодых родителей возрастает необходимость восполнить образовавшийся пробел самим и привить ребёнку любовь к чтению. Но как научить тому, чего сам не умеешь? Проблема очевидна!

Для её решения появилась необходимость в создании на базе нашей библиотеки интерактивного курса «Школы Читающей Мамы» для встреч родителей со специалистами, работающими по продвижению детского и семейного чтения как одного из важнейших принципов становления личности человека.

Целью данного курса стало повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения и возрождение традиций семейного чтения для формирования максимально комфортных условий развития и личностного роста ребёнка.

Задачи:

  • собрать группу обучающихся;
  • организовать лекторий для родителей;
  • сформировать у родителей устойчивое понимание необходимости детского чтения;
  • помочь маме пробудить интерес к книге через реализацию творческих способностей ребёнка;
  • организовать и провести совместный семейный досуг через творчество.

В соответствии с выявленной проблемой и поставленными задачами была разработана программа мероприятий.

Реализацию мы начали с популяризации курса в средствах массовой информации, на сайте библиотеки, новостном городском портале и в социальных сетях «Инстаграм» и «Одноклассники». Также были распечатаны афиши, рекламные листовки.

Библиотекари более 10 общеобразовательных учреждений помогли распространить информацию о проекте среди родительского сообщества. Таким образом, привлечь к проекту получилось около 50 молодых родителей в возрасте до 35 лет.

В рамках курса «Школа Читающей Мамы» был разработан и представлен родителям информационный кейс, а также программа всех занятий.

На протяжении восьми месяцев обсуждались такие темы, как: «Внимание: современный ребёнок!», «Читающий ребёнок: шаги к успеху», «Зачем читать ребёнку?», «10 способов сделать интеллектуальную работу продуктивной», «Что читать с детьми?», «Любимые неудобные…», «Читать нельзя пропустить!», «Как работать с книгой: виды чтения, работы над текстом», «Смысловое чтение в помощь».

Лекции проводили психологи, педагоги начального образования, актёры и неравнодушные родители-волонтёры, занятия проходили в форматах практикумов, высказывания точки зрения, мастер-классов, родительских собраний, бесед с психологами и других. Также родители познакомились с некоторыми педагогическими приёмами работы с текстом, которые можно применить при домашнем чтении.

На протяжении всего курса был организован досуг для детей, пришедших с родителями: на время обучения мам медиамастерская «СинеМа» послужила творческой площадкой. В рамках этой мастерской дошкольники и младшие школьники попробовали свои силы в создании мультипликации по мотивам литературных произведений, а дети старшего возраста получили возможность проявить свою фантазию в создании фоторабот в стиле Book Face.

Итоговым занятием курса стал чемпионат по чтению «Почитай мне, мама», который прошёл в апреле. В ходе художественного чтения мамы применили полученные знания и приёмы. Дети выступили в качестве жюри.

Всего за семь месяцев «Школу Читающей Мамы» посетило более 50 молодых родителей и 70 детей.

Реализация этого курса стала уникальным видом работы нашей библиотеки, так как по роду своей деятельности детские библиотеки направлены на взаимодействие, прежде всего, с детской аудиторией. В данном случае библиотека стала интеллектуальной площадкой для встреч родителей со специалистами, работающими в этом направлении, и одновременно творческой мастерской для детей, пришедших с родителями. Совместное времяпровождение способствовало налаживанию эмоционального контакта в семьях, посещающих школу, и созданию благоприятного имиджа библиотеки.

Однако наша библиотека не ограничивается работой только с молодыми родителями, мы постоянно находимся в поиске новых форм работы по привлечению интереса потенциальных читателей к живой книге. Полгода назад мы присоединились к всемирному флешмобу в защиту бумажных книг. В социальных сетях всё чаще появляются забавные фото с хештегами #букивруки и #bookfacefriday, на которых участники интернет-акции сочетают лица или части тела с обложками книг. Первыми фотомоделями, сочетавшими части своего тела и отдельные экземпляры фонда библиотеки, стали сами сотрудники нашего учреждения. Получившиеся фотоработы мы разместили на выставочных зонах библиотеки и, конечно же, в социальных сетях, главным образом в сети «Инстаграм». Каково же было удивление, когда наши фотоработы стали попадать в топ лучших, а некоторые — и на обложку групп с многотысячным количеством подписчиков. Ни для кого не секрет, что современная молодёжь постоянно ищет новые забавные и оригинальные возможности запечатлеть себя на камеру.

Участие библиотекарей в этом флешмобе привлекло внимание молодых людей нашего города. И через короткое время на странице библиотеки уже стали появляться фотографии наших читателей, постоянных, а также новых. А число подписчиков библиотеки увеличилось на 17 процентов. Мы не просим присылать свои «букфейсы», мы приглашаем делать их в нашей библиотеке! При этом молодые посетители сами подбирают себе книги, заодно изучая разнообразие и содержание нашего фонда.

Рост числа молодых читателей в библиотеке подтолкнул нас попробовать свои силы ещё в одном современном популярном жанре молодёжных развлечений — написании квестории, естественно, по мотивам литературных произведений. Библиотекари помогли команде разработчиков квестов в выборе произведения, а те в свою очередь посвятили их в некоторые нюансы написания квесторий. Благодаря этому тандему родился первый библиоквест в воображении — «Туман», по мотивам одноимённого произведения Стивена Кинга. Изюминкой данной игры является то, что все действия будут происходить с закрытыми глазами, строго в воображении участников. Премьера состоится на Всероссийской акции «Библионочь» 20 апреля. Именно поэтому некоторые моменты пока остаются в тайне. И, возможно, послужат темой для нового выступления.

Автор: Колядинцева Екатерина Павловна, заведующий Центральной городской детской библиотекой имени А. М. Горького (г. Комсомольск-на-Амуре).





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать