Тип календаря

Иван Андреевич Крылов (1769 -1844). Писатель, драматург, журналист.. 240 лет со дня рождения.

Родился в Москве в семье офицера. Детские годы прошли на Урале и в Твери. С отрочества служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург переехал в 1782. С 1783 служил в Казённой палате в Петербурге. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, французского и итальянского языков. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. В 14 лет написал комическую оперу «Кофейница» (1782), в которой живо изобразил нравы провинциальных крепостников. В 1786—1788 созданы комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», высмеивающие пустоту и развращённость столичного дворянства, и трагедия «Филомела», направленная против деспотизма.С 1788 на много лет оставил государственную службу. В 1789 предпринял издание журнала «Почта духов», в котором печатал свои сатирические письма, смело обличавшие пороки дворянского общества, злоупотребления бюрократического аппарата. В журналистской деятельности, а также в повести «Каиб» (1792) и других прозаических произведениях выступил как сатирик-просветитель. Его смелые выпады вызвали недовольство Екатерины II (1729—1796, императрица с 28 июня 1762) и писатель прекратил литературную деятельность, несколько лет скрываясь в провинции. В 1794 переехал в Москву. В 1800 им написана «шутотрагедия» «Подщипа, или Трумф» — пародия и на «высокую» трагедию. В пьесе сатирически изображался конфликт между западной цивилизацией и русской патриархальностью, причём автор высмеивал и отвергал и то, и другое, Хотя пьеса была запрещена к публикации, распространяясь в списках, она стала одной из самых популярных русских пьес. В 1800 начал стихотворную комедию «Лентяй», в которой декларировал сознательное неучастие в общественной жизни — заветную позицию автора. С октября 1801 по сентябрь 1803 был правителем дел канцелярии С. Ф. Голицына. Временный отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым И. А. Крыловым, переставшим верить в возможность исправления человеческой натуры с помощью литературы. В 1806 сатирик смог вернуться в Петербург. В 1806—1807 написал комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех. В 1812—1841 служил помощником библиотекаря в Императорской Публичной библиотеке. Как баснописец начинал с переводов сатирической и нравоучительной поэзии Лафонтена, но был не подражателем знаменитого француза, а оригинальным продолжателем традиций жанра, идущих ещё от Эзопа. Первая книга басен Крылова вышла в 1809. Всего им написано их около 200. Его остроумные стихотворные миниатюры написаны живым разговорным языком и лишены сухого морализаторства; нравственные выводы, заключённые в них, являются выражением здравого смысла. Благодаря этим качествам многие изречения из них вошли в русский язык на правах поговорок: «А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и многие другие. В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи его басен несут в себе реальные черты людей. Современники иной раз узнавали себя в персонажах Крылова. Есть свидетельства того, что полководец М. И. Кутузов читал перед строем басню «Волк на псарне», воспринятую в обществе как аллегорическое отображение войны с Наполеоном, и на словах «Ты сер, а я, приятель, сед» обнажил голову, показав свои поседевшие волосы... Член Общества любителей российской словесности (1816), действительный член Российской академии наук (1811), Петербургской академии наук (1841). Официальное признание двором баснописец получил в феврале 1812 — ему была назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получил орден святого Владимира IV степени, в 1838 — Станислава II степени. В 1830 писателю был присвоен чин статского советника. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать