Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832). Немецкий писатель, поэт. 260 лет со дня рождения.
Сын имперского советника, образованного бюргера. Учился в Лейпциге (1765— 1768) и Страсбурге (1770-1771). Слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге стал участником движения «Буря и натиск». В 1775 приехал в Веймар. Там же руководил организованным им в 1791 театром. Его ранние поэтические произведения (1767—1769) тяготеют к традициям лёгкой, жизнерадостной анакреонтической лирики. Лирика периода «Бури и натиска» (литературного движения в Германии 1770-х, проникнутого духом мятежного бунтарства) — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. В сентиментальном романе в письмах «Страдания юного Вертера» (1774) через личные переживания героя создал картину немецкой действительности. Десятилетие 1776—1785 было переходным в творческом развитии поэта. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль о необходимости самоограничения личности. Однако верный героическим заветам гуманизма, он утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям. Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790). И. В. Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. Крупнейшее произведение 1790-х — роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793—1796). Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» охватывает ранний период жизни, до переезда в Веймар. В семейном романе «Избирательное сродство» (издание 1809) поднят вопрос о свободе чувства, но— под знаком отречения и верности семейным устоям. Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821—1829) уже во многом связан с традицией немецкого романтического романа. Интерес к Востоку отражён в цикле «Западно-восточный диван» (1814— 1819). В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после Наполеоновских войн, Гёте выдвинул идею «мировой литературы». Трагедия «Фауст» подвела итог развитию всей европейской просветительской мысли XVIII в. и предварила проблематику XIX в. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гёте наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведений мировой литературы. Заглавный герой драмы преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству. В этой драме художественные идеи Гете тесно переплетены с его естественно-научными представлениями. Так, единство двух частей трагедии обусловлено не принципами классической драматургии, но построено на понятиях «полярности» (термин, который Гёте ввёл в своей работе «Учение о цвете» (1805) для обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), «прафеномена» и «метаморфозы» — процесса постоянного развития, который является ключом ко всем явлениям природы. Эпилог «Фауста» показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества. В области естествознания выполнил ряд работ: по сравнительной морфологии растений и животных, по физике, минералогии, геологии и метеорологии. Труды по теории цветов сохраняют историческое значение, главным образом, в области физиологии и психологии зрения. Взгляды на единство строения растительного и животных организмов позволяют считать его одним из предшественников Ч. Дарвина (1809-1882). Защитите свой дом, и свою собственность.Металлические двери высокого качества,смогут сохранить вашу квартиру в безопасности.