Тип календаря

Ханс Кристиан Андерсен (1805—1875). Датский писатель. 205 лет со дня рождения.

Стиль Андерсена складывался под сильным влиянием немецких — Гофман (1776-1822), Шамиссо (1781-1858), Тик (1773-1853) - и датских (Эленшлегер, 1779-1850) романтиков, мотивы которых узнаваемы в фантастических описаниях из путевых очерков «Прогулка на Амагер» (1829) и «Теневые картины путешествия по Гарцу», переложении народной сказки «Мертвец» (1830). Ещё своими юношескими литературными опытами сын датского башмачника привлёк внимание видных представителей национальной интеллигенции. На выхлопотанную стараниями друзей королевскую субсидию молодой писатель совершает поездку по Франции, Италии, Швейцарии и Германии (1833). Результат - «итальянский» роман «Импровизатор» (1835), с которым Андерсен вошёл в большую литературу. Было ещё несколько романов, имевших читательский успех. «Только скрипач» (1837) - роман, где раскрыт типичный для романтиков конфликт поэта-мечтателя с пошлостью и бессердечием «света». В романе «Две баронессы» (1849) автор критически изображает феодальное прошлое страны. В книге «Картина без картин» (1840) Андерсен показал себя мастером миниатюрной новеллы. Его пьеса «Мулат» направлена против расового неравенства. Книга путевых очерков «Базар поэта» (1842) - первый вариант автобиографии «Сказка моей жизни». Но всемирную славу писателю принесли его книги для маленьких читателей: «Сказки, рассказанные детям» (1835-1837), «Новые сказки» (1844-1848), «Истории» (1852-1855) и «Новые сказки и истории» (1858-1872). Прелесть этих произведений, особенно самых ранних («Огниво», «Большой Клаус и маленький Клаус», «Принцесса на горошине»), состояла в том, что они основывались на фольклорных сюжетах. Благодаря яркой фантазии писателя в дальнейшем они все более и более трансформировались («Дикие лебеди», «Русалочка», «Свинопас»), становясь оригинальными авторскими «историями». Вместе с тем уже в первый сборник вошли и произведения, не имевшие фольклорной первоосновы: «Цветы маленькой Иды», «Дюймовочка», «Ромашка». «Стойкий оловянный солдатик». То же можно сказать о лучших из новых сказок, сочетающих элементы социальной сатиры и глубокий нравственно-философский подтекст с фантастической фабулой: «Соловей», «Гадкий утенок»», «Снежная королева», «Старый дом», «История одной матери». Вряд ли можно назвать сказкой и вошедший в эту книгу рассказ о трагической судьбе ребёнка бедняков «Девочка со спичками», по-своему интерпретированный Ф. М. Достоевским в «Дневнике писателя». Гениальный сказочник, удивительно сочетающий романтику и реализм, фантазию и юмор, иногда иронию и сатиру, блестящим образцом которой является, например, сказка «Новый наряд короля», (кстати, высоко оцененная Л. Н. Толстым), занял в мировой литературе особое место. Оружием смеха он разил мир эгоизма и корысти, лести спеси и самодовольства. Уже при жизни художник считался гордостью своей страны и всей Скандинавии. Всю свою жизнь X. К. Андерсен посвятил писательскому труду. Непростой в общении, застенчивый и ранимый, он не имел успеха у женщин. И хотя страстно влюблялся, но оставался всю жизнь одиноким. Богатство своей души он выплескивал на страницы своих книг. Так и умер одиноким. Но о нём скорбели миллионы, его похороны в Копенгагене стали днём всеобщего траура. Его творчество, полное «всем очарованием земли», по меткому выражению К. Г. Паустовского (1892-1968), издавна пользуется огромной популярностью и в нашей стране. По его сюжетам ставили пьесы, снимали кинофильмы, многочисленные телесериалы. Прошло более двух веков, но прелесть и очарование андерсеновских произведений не померкли.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать