60 лет со дня пуска первой очереди.

Пуск первого трамвая. Л.Н. Слободской - первый секретарь горкома КПСС перерезает ленточку

Октябрь 1956 года вошел в историю города юности как начало работ по строительству первой очереди городского трамвая. Тогда в Комсомольс­ке насчитывалось более 200 тысяч жи­телей, его границы раскинулись на де­сятки километров. поэтому един­ственному тогда общественному виду транспорта было все труднее справляться со стремительно растущим пассажирским потоком. Тогда было принято городским комитетом партии решение о строительстве трамвая.

Первая его очередь должна была связать поселок “Амурсталь” с поселком Мылки и железнодорожным вокзалом. Построить эту линию, протяженностью почти в 10 километров, предстояло за один год. Было принято решение построить первые трамвайные пути методом народной стройки. Горожане ждали пуска трамвая к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, все предприятия города, комитет комсомола откликнулись на обращение Исполкома. Двести комсомольцев строительного техникума, строительного треста № 6, СУ-2, генподрядчика по строительству УНР- 385 вышли на субботник в апреле 1957 года. На строительстве тяговой подстанции №1 трудилась бригада  электромонтажников Переверзева Виктора Георгиевича. Более 100 комсомольцев судостроительного техникума, 70 учащихся медицинского училища, 240 рабочих предприятий города и более 400 человек рабочих завода им. Ленинского Комсомола, Двж.д., Амурсталь приняли участие в октябре 1957 года в строительстве трамвая, вручную копали ямы под опоры контактной сети, укладывали шпалы, засыпали трамвайное полотно щебнем. С октября месяца работы на стройке трамвая трудились в 2 смены. Исполком утвердил график выхода рабочих предприятий на строительство трамвая. Трамвай еще не был пущен в эксплуатацию, а Горкомхоз под руководством заведующего Зяблова принимает решение об изготовлении снегозадержательных щитов силами предприятий города. Большой объем работ выполнил СУ-2: построено трамвайное депо, тяговая подстанция №1, деревянный виадук. Самоотверженно  трудились бригады плотников Проваленко, штукатуров Назарова, разнорабочих Сапожникова, монтажников Тен Чан Дюнь под руководством прораба Томина. Десятки рабочих железнодорожного цеха завода Амурсталь выходили на стройку, среди них Шашков, Филиппских, Глущенко, Шелигова, Тимошенко, Малыхина. 5 января 1957 года приемочная комиссия приняла работы по строительству тяговой подстанции № 1. Но еще до пуска трамвая на подстанции из-за неисправности насоса ртутного выпрямителя случилась авария, которая была ликвидирована под руководством начальника энергохозяйства Ачинцева А.И. На всем протяжении от кольца пос. Мылки до кольца завода Амурсталь трамвайный путь был готов, и УНР-385 занималось благоустройством пути. В городе Хабаровске в филиале института технического обучения проходили подготовку 25 водителей для работы в городе Комсомольске-на-Амуре. И вот 16 октября 1957 года на строительство трамвая прибыли первые из них: Афоничева Мария Филипповна, Истрашкина Мария Ивановна, Коллер Лидия Васильевна, а затем еще 21 водитель: Корнилова Н.А., Сутягина Г. Г., Мельникова Л. И., Анагельдзиева 3. Н., Вольга В. Н., Пешкова Н. П., Артемова В. М., Бирюкова Г. Г., Матвеева, А. К., Ищенко Р. Е., Григорьева А. Т., Юрова В. Я., Долганова Л. И., Зайцева Н. Н., Макарова Р. М., Кончаков И. Ф., Донда В. В., Потапов П. Н.Севергина Е. И., Кулаков М. В., Шмидова Ф. Т. Через неделю трое добровольцев, водители Потапов П. Н., Кончаков И. Ф., Кулаков М. В. были командированы в г. Усть-Катав Челябинской области за трамвайными вагонами. Всего при шло в г. Комсомольск-на-Амуре 9 вагонов моторных КТП1 и 19 прицепных КТП1 с деревянными сиденьями, с тормозной колонкой, без обогрева. Для нашей зимы слишком холодные. Сразу началась реконструкция — установка электропечей в кабине водителя, у места кондуктора. Руководитель строительства трамвая Смирнов Сергей Иванович издал 3 июня 1957 года приказ № 1 о прибытии в город Комсомольск-на-Амуре для работы в пусковой период первых руководителей, инженеров из города Выборга:  начальника депо Пашедко Афанасия Петровича;  начальника службы движения Хилова Сергея Петровича;  начальника службы пути Васильева Анатолия Ивановича;  начальника энергохозяйства Ачинцева Александра Ивановича. По направлению Главтрамвая возглавил управление трамвая Макеев Алексей Александрович, первый его начальник. Из Ленинграда прибыл главный инженер Маслин Александр Андреевич.

...6 ноября 1957 г. день выдался яркий, солнечный. На площади имени Ленина многолюдно — комсомоль­чане пришли на митинг, посвя­щенный открытию первого в горо­де трамвайного маршрута «Амурсталь» — Мылки, протяженно­стью 12,4 километра. Открыл митинг председатель исполкома Горсовета Казарин. От имени жителей города он выразил особую благодарность коллективам заводов Амурсталь, Амурлитмаш, 20-й дистанции пути, Стройуправления № 2, УНР-385, Электромонтажа, студентам, комсомольцам города.  Под торже­ственные звуки духового оркест­ра первый секретарь горкома КПСС Слободской Л.Н. перерезал алую ленту, и первые трамвайные поезда, запол­ненные почетными гостями тор­жества, участниками строительст­ва, двинулись в сторону завода «Амурсталь» и поселка Мылки. До поздней ночи продолжался радостный праздник,  ликующие комсомольчане бесплатно  ката­лись на трамвайных поездах.  Так начало жить новое предприятие в городе Юности — городской трамвай. Решением 520 исполкома Горсовета 24 октября 1957 года был утвержден Устав и предприятие стало называться «Управление трамвая». В первые же 2 месяца 1957 года трамвай оценили работники завода Амурсталь и все предприятия, расположенные в Сталинском районе от улицы Павловского до заводоуправления по улице, названной Трамвайной. Строительство трамвая  продолжалось.

А на следующий год, также в канун годовщины Великой Октя­брьской революции, была сдана в эксплуатацию вторая очередь трамвайного пути — длиною в 6,3 км, который связывал пл. Ме­таллургов с набережной и мар­шрут, протяженностью 3,9 км, свя­завший Мылки и  железнодо­рожный вокзал. А с 1960 по 1966 годы была выстроена еще одна трамвайная линия, ведущая на Дземги, до завода «Металлист».

Источники:
Муниципальное Предприятие "Трамвайное Управление" Комсомольска-на-Амуре. - Комсомольск-на-Амуре : [б. и.], 2000. - 15 с. : ил.
Трамвайное управление : история трамвайного транспорта в городе Комсомольске-на-Амуре (1957 год) // Комсомольск-на-Амуре. Север Хабаровского края. Восточный БАМ. Нижнеамурье: Энциклопедия. - 2004. - с. 366-367
Цветков А.    Городской трамвай : история строительства городского трамвая в Комсомольске-на-Амуре (1956 год) / А. Цветков // Ваше право. - 2006. - № 40. - с. 3
Маркова М.    От первого трамвая : из истории трамвая в Комсомольске-на-Амуре / М. Маркова // Дальневосточный Комсомольск. - 1982. - 5 февр.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать