Тип календаря

Фёдор Михайлович Достоевский (1821—1881). Писатель. 190 лет со дня рождения.

Вряд ли в современном мире найдётся цивилизованный человек, который не связал бы эту фразу о «слезе ребёнка» с именем Ф.М. Достоевского. Если точнее, то в его «Братьях Карамазовых» речь идет не о слезе, а о «слёзках», в другом месте — о «слезинке» хотя бы одного замученного ребёнка, которой не стоит весь мир познания, вся высшая гармония. Классик мировой литературы, великий русский писатель, почитаемый во всех странах и на всех континентах, сумел донести до человечества правду, которая ему открылась. Самое удивительное, что «достучался» он до людей разных мировоззрений, разных вероисповеданий, разных политических взглядов, порой противоположных. Достоевский велик, потому что не боялся заглядывать в глубины человеческого существования. Родился в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента. Через год вышел в отставку. Первый же роман «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления. В. Г. Белинский (1811—1848) высоко оценил роман за изображение социальной трагедии «маленького человека». В следующей повести «Двойник» (1846) Белинский отметил «огромную силу творчества» писателя, глубину концепции, но критически отозвался о «фантастическом колорите» этого произведения. Позднее появились «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849). В них явственнее обнаружились те черты реализма Достоевского, которые выделяли его из среды писателей «натуральной школы», — углублённый психологизм, исключительность характеров и ситуаций. Мировоззрение его формировалось под влиянием демократических и социалистических идей Белинского, теорий французских социалистов-утопистов, особенно Ш. Фурье (1772—1832). С 1847 посещал общество М. В. Петрашевского (1821—1866), с 1848 стал активным участником революционных кружков петрашевцев. На их собраниях дважды читал запретное письмо Белинского к Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, в 1849 был приговорён к смертной казни; которую перед самым расстрелом заменили четырёхлетней каторгой с последующим определением в рядовые. Отбывал каторгу чернорабочим в Омской крепости. В январе 1854 был зачислен рядовым в линейный батальон (Семипалатинск), в ноябре 1855 произведён в унтер-офицеры. Весной 1857 ему возвращают потомственное дворянство, но полицейский надзор сохраняется до 1875. В Сибири Фёдор Михайлович женился на вдове, «женщине души самой возвышенной и восторженной». Брак не был счастливым. В Сибири постепенно изменились убеждения писателя. Суть этих перемен, по его словам, — «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». На каторге у Фёдора Михайловича усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. В 1859 уволен по болезни в отставку в чине подпоручика. С женой и пасынком уехал в Тверь, потом получил разрешение на переезд в Петербург. Опубликовал повести «Дядюшкин сон» (1859), «Село Степанчиково и его обитатели» (1859), роман «Униженные и оскорблённые» (1861). Крупнейшим произведением, написанным вскоре после каторги и о каторге, явились «Записки из Мёртвого дома» (1861—1862). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением крепостническому строю. И. С. Тургенев (1818—1883) сравнивал «Записки...» с Дантовым «Адом», А. И. Герцен (1812—1870) — со «Страшным судом» Микеланджело. В атмосфере общественного подъёма 1859—1861 и последующего разгрома революционного движения Достоевский активно участвовал в общественной жизни России. В журналах «Время» и «Эпоха», которые он издавал вместе с братом Михаилом, пропагандировал теорию так называемого почвенничества. Резко критиковал порядки крепостнической России, разложение дворянства, рост новых капиталистических форм эксплуатации. Полагал, что особый путь исторического развития России поможет ей избежать революционных потрясений, приведших в Западной Европе к торжеству бесчеловечных законов капитализма. В июне 1862 впервые выехал на лечение за границу. Выезжал туда несколько раз и после смерти жены. В Баден-Бадене, по азартности своей натуры увлечённый игрой в рулетку, проигрывался «весь, совершенно дотла». От этого пагубного увлечения спасла его потом вторая жена Анна Григорьевна, которую нанял в качестве стенографистки. Диктовал роман «Игрок», чтобы успеть сдать в издательство до истечения контракта. У них было четверо детей, но старшая дочь и младший сын умерли. Писатель возлагал надежды на сближение интеллигенции, оторвавшейся от «почвы», с народом, на нравственное совершенствование. В свете этого своего идеала он гневно обличал западноевропейскую буржуазную цивилизацию («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863) и духовное «подполье» индивидуалиста («Записки из подполья», 1864). Он полемизировал с идеологами революционной демократии (журнал «Современник») и особенно с радикалами-позитивистами (журнал «Русское сло¬во») — о путях общественных преобразований, проблемах этики, отношении к народу, о сущности искусства. В 60—70-е Достоевский создал свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазо¬вы» (1879—1880), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания. В 1873—1874 он редактировал журнал «Гражданин», где начал печатать «Дневник писателя», который отдельными выпусками продолжал издавать ежемесячно в 1876—1877, и по одному выпуску в 1880 и 1881. Вместе со статьями на злободневные темы общественной жизни, литературно-критическими откликами и воспоминаниями в них опубликованы и его художественные произведения: «Мальчик у Христа на ёлке», «Кроткая», «Сон смешного человека» и другие. В «Дневнике писателя» опубликована и речь на юбилее А. С. Пушкина, в которой он изложил своё понимание национального значения поэта, раскрыл свои нравственно-философские идеалы. В его творчестве отразились противоречия действительности и общественной мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Западной Европе. Гениально владея искусством психологического анализа, писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой — зреет потребность протеста. Прозорливец увидел рост буржуазного индивидуализма, идеологии «наполеонизма». Создал галерею персонажей от «подпольного человека» в «Записках из подполья» до Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых». Отстаивая свободу личности, вместе с тем считал, что неограниченное своеволие влечёт за собой антигуманистические действия. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистического самоутверждения. Перенося принципы художественного исследования личности на область общественных отношений, Достоевский видел в революционном движении своей эпохи лишь анархо-индивидуалистическое бунтарство (роман «Бесы»). Он опасался, что в революционной практике может восторжествовать безнравственная идея: цель оправдывает средства (как, впрочем, и произошло в России в ХХ веке). Исследуя «глубины души», он считал недостаточными социальные средства борьбы со злом и искал нравственную опору для человечества в идее бога. В «Дневнике писателя» (1877) утверждал:«... зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ... ни в каком устройстве общества не избегнете зла...». И в то же время:«... люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творчества писателя. Взгляд художника, как всегда, был обращён к проблемам текущей действительности и вместе с тем — к вековечным проблемам бытия. Он заставляет задуматься о самом главном, о вопросах, которые мыслящий человек не может не ставить перед и собой — о жизни и смерти, о добре и зле. Самая великая душа, которая мучилась этими вопросами, — Достоевский. Говоря о слезах ребёнка, тему нарочно сузил, «чтобы вышло очевиднее». «Об остальных слезах человеческих, которыми пропитана вся земля от коры до центра, — я уж ни слова не говорю». Истории Карамазовых — это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщённое «изображение нашей действительности, нашей современней интеллигентской России». Достоевский создал особые формы реалистического творчества, которые охарактеризовал следующим образом: «Обыденность явлений и казенный взгляд на них, по-моему, не есть реализм, а даже напротив». Он сочетал силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. В рамках детективного сюжета ставил социально-философские проблемы, заставлял задумываться о самом главном. Очень русский писатель. Гуманистический характер реализма Достоевского, в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального романа оказали огромное влияние на русскую и мировую литературу.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?


Напишите — решим!

class='pos-banner-btn_2'
type='button'
>Написать