Давний друг нашей библиотеки - Светлана Сергеевна Феоктистова – библиограф и пропагандист наследия орденоносного отца - члена Союза писателей СССР Феоктистова Сергея Георгиевича, автора дальневосточного гимна «Шуми, Амур, шуми, наш батюшка», не забывает нас и, как всегда, делится интересными материалами, касающимися творчества своего знаменитого отца. На этот раз к публикации была предложена тема подвига советской женщины в трудные военные годы, которая как никогда актуальна в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной Войне. С большим удовольствием и признательностью к автору публикуем эту работу.
Дальневосточные Мадонны в поэзии столичного военкора Сергея Георгиевича Феоктистова : Антология стихов 1940 - 1945гг / составитель С. С. Феоктистова - Санкт-Петербург, 2019. - 26с. - Библиогр.: 50 названий. – Текст : непосредственный.
"Да разве об этом расскажешь?
В какие ты годы жила:
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла...
...Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну:
И всё без конца и без счета -
Печали, труды и заботы
Легли на тебя, на одну...".
(М. Исаковский. "Русской женщине", 1946).
Хрестоматийный гимн подвигу советской женщины в Великой Отечественной войне был создан поэтом Михаилом Исаковским в тиши послевоенных кабинетных размышлений. Полвека советские школьники заучивали эту яркую и выразительную оду, и в мирные дни строки залоснились и побледнели..... С переменой общественных отношений они перестали волновать учителей и их воспитанников, а в ХХ1 веке совсем исчезли из школьных учебников.
В канун 75-й годовщины Великой Победы мы вспомним "горячие" стихи свидетеля и участника великого противостояния и женских подвигов на восточном рубеже страны в войну 1941 - 45 гг, поэзию трижды орденоносного политрука ФЕОКТИСТОВА Сергея Георгиевича, чей 105 день рождения отметили потомки и друзья семьи поэта (1913 - 1999).
Пограничный город над Амуром стал родным домом для выпускника Московского военно-политического училища имени В. И. Ленина политрука Сергея Феоктистова в 1940 году. В поездках военкора газеты Дальневосточного Фронта "Тревога" на пограничные заставы, в таёжных маршах - бросках, в рейдах пограничных катеров и на ночной рыбалке - всюду безбрежный Амур стал неотъемлемым мелодичным фоном поэтических размышлений, собеседником и товарищем, заступником и судьёй военного корреспондента.
Амурскому рубежу литературный сотрудник посвящал военно - деловые репортажи и заметки, стихи и песни о защитниках форпоста, где "тучи ходят хмуро, а край суров и тишиной объят"... Главлит (Главное управление Союза по делам литературы и издательств, советская цензура (Википедия). требовал от Солдатского поэта мобилизующие, патриотические и героические строки и "никаких женских нежностей ".
Но дома военкора ждала красавица Зинаида, которую молодой поэт привёз из родного Егорьевска. Недавняя активистка - парашютистка подмосковного аэроклуба стала главной Музой и певуньей политрука, его секретарём и делопроизводителем, корректором командировочных отчетов, переписчицей черновиков и заметок, стихов и зарисовок, одновременно поварихой, домо-управительницей, портной - реставратором командировочной и парадной военной формы мужа, и на протяжении 60 лет разделяла все тяготы военно - полевой и кочевой жизни [фото 1].
Инициативный литератор Сергей Феоктистов не засиживался в редакции фронтовой газеты. Он активно осваивал необъятные просторы "Восточного порога Отечества", равного по площади всей Европе, подшефные районы Дальневосточного Фронта от Читы до Посьетта (ДВФ = 5400км), что превышало границу СССР от Белого до Чёрного моря. В первый год дальневосточной службы политруком были отредактированы и написаны стихи и заметки о боевой готовности краснозвёздного дальневосточного форпоста к отражению японского нападения, стихи и баллады об исторических традициях и героях Амурской границы, об их боевых подругах, разделяющих бремя таёжной и пограничной жизни мужей (по призыву Валентины Хетагуровой).
1941 год, лето - Вдоль Западной границы Союза гремят кровопролитные бои с агрессивными германскими войсками, а вдоль правого берега Амура миллионная Квантунская армия самураев в готовности №1 ожидает ледостава и сигнала германского командования к выступлению, согласно трёхстороннему договору Берлин - Рим - Токио.
Журналистские обязанности и офицерский долг требовали решать народные проблемы всей мерой отпущенных сил и таланта. Филолог по первому образованию Сергей Феоктистов с первых западных сражений включился в освещение "Народной - Священной войны". Воин - поэт "сдвинул акцент с проблемы "Отцы и дети" на тему "Женщины - матери и война".
Июньские Западные фронтовые ситуации были трудными, быстро меняющиеся. Литературный сотрудник "Тревоги" посвящал свои заметки - "кирпичики" то роли Ярославны в победах русского воинства, то подвигам героической Василисы в 1 Отечественную войну 1812 года, то несгибаемым женщинам - комиссарам на фронтах Гражданских боёв.
На призывы хабаровского поэта перед военкоматами вырастали очереди вчерашних школьниц с Заявлениями на военную службу. Более 40 000 молодых женщин были направлены на курсы военного Всеобуча: химической, воздушной, санитарной обороны... Окруженный город засыпали японские листовки, население к сдаче, и жены полит- работников с детьми были вывезены в эвакуацию в леспромхозы Сибири... Но ни одна бомба не упала на город: их не пропустили прожектористки и подвижные женские зенитные отряды, которые японцы называли "смертельным ожерельем" города.
Спецкор работал в пограничных войсках и в редакции "Тревоги" военкор появлялся только для сдачи материала в печать или для радио- записи очередного концерта для воинов и командиров Дальневосточного Фронта:
На поле битвы провожая сына, / Мать говорит горячие слова: "- Заклятый враг ворвался в Украину, / Сражайся , сын мой, яростнее льва!" ("Орлицу- мать не выдадут орлята".-1941.- 5 июля).
Хронометраж стихотворений 1941 года свидетельствует, что с первых недель Отечественной войны в поэзии звучит и крепнет духовная связь тыла и Армии, российских матерей и сынов - защитников.
Репортажи политрука с пограничных застав и укреп-районов вдохновляли красноармейцев, а короткие стихи и песни как "самая верная дорога к сердцам дальневосточников" почтовой весточкой летели к матерям и родным, укрепляли веру земляков в непременную Победу:
Мы грозную клятву и волю народа / В боях выполняли не раз. / Монгольские степи, Амурские воды / Расскажут потомкам про нас... ("Красноармейская - дальневосточная".- 1941.- 26 июля.).
Оперативные стихи газетчиков мобилизовывали дальневосточных красноармейцев на героическое противостояние, освежали и остужали " горячие головы" японских союзников вермахта, помогали выполнять генеральную Директиву Главнокомандующего И. Сталина: " Никаких оперативных сражений на Дальнем Востоке. Второй Фронт мне нужен в Европе..."(1941).
Горнисты сыграли тревогу: / Пришла боевая пора. / Гремит по военным дорогам / Могучее наше "УРА!" / Врагов ожидают танкисты - Герои советской страны.../ Пусть сгинут позорно фашисты / В пожарах народной войны! ( "Боевая походная".- 1941. - 16 августа).
Хабаровский радиокомитет получал много писем и солдатских треугольников с коллективными заявками бойцов: передать в субботних концертах вдохновляющие стихи Сергея Феоктистова. Боевые песни политрука звучали в исполнении Ансамбля песни ДВФ под руководством композитора - политрука Владимира Румянцева. Они показывали зарвавшимся японским милитаристам - "Боевой порядок в танковых войсках ДВФ".
"Васильки", "Девичья обида" (1941), "Таёжная баллада", "Амур - батюшка" (1942) и другие песни Хабаровского тандема разлетались в концертах фронтовых бригад в самые отдаленные гарнизоны и укреп-посты Дальнего Востока. Они формировали любовь новобранцев к дальневосточной земле, помогали оттачивать боевое товарищество и мастерство в оборонно - боевом противостоянии самураям. Ежедневные газетные выступления С. Феоктистова прославляли героизм пограничников всех национальностей, трудовые подвиги фронтовых бригад и гражданские пожертвования труженников Приамурья в фонд Победы.
Всю войну прослужил спецкор на линии огня, на военно- литературном участке ДВФ, обличая "звериный облик фашистов всех мастей". Военкор верил сам и умел уверовать читателей и соратников, что потери территорий и военных рубежей на Западе временные, что "Наше дело правое, враг будет разбит и уничтожен" (И. Сталин). В военные годы не было телевидения, и оперативные газетные выступления на Дальнем Востоке нужны были землякам, как кислород:
Мы оставляли и родных и хаты, / Скрепя зубами, шли мы на Восток. / Мы верили: придёт пора расплаты, / И будет гнев наш страшен и жесток... / Вождь верил нам, Он верил в нашу силу. / И мы душою поняли тогда, / Что под Москвой найдёт свою могилу / Безумная немецкая орда..." ("На Красной площади". - Тревога. - 1941. - 08 ноября).
Выходная дата фронтовой газеты свидетельствует, что амурские богатыри прямо с Московского парада отправились на напряженные столичные рубежи. Для дальневосточников важны были поэтические репортажи с главной площади страны.
"Быть агитатором, пропагандистом, оратором необходимо каждому поэту. Личные выступления и пропаганда по радио - сегодня полноценная и полезнейшая работа каждого писателя,"- обращался писатель В. Вишневский к коллегам - журналистам (1941). Агитационные стихи политрука Сергея Феоктистова звучали в радио- композициях, на привокзальных митингах и концертах для призывников, тиражировались в армейских и дивизионных газетах, в листовках и плакатах КрайТАСС :
Мне гнев покоя не даёт: / Я не забыл, пруссак, / Как ты спокойно самолёт / Навёл на мой очаг../ В дыму у рухнувшей стены / Я постарел с лица,/ Когда увидел труп жены / И сына - мертвеца...
Мне сила праведной руки / Отчизною дана:/ Я за тебя пойду в штыки, / Любимая жена! / Я под землёю разыщу / Убийцу твоего, / Я втрое немцу отомщу / За сына своего. / Он никуда, кровавый кат / От смерти не уйдёт.../ - В штыки!!! - кричит лихой комбат. / - И я бегу вперёд... ("Мститель." -1941. - ноябрь ).
Боевая поэзия фронтового корреспондента обладала организующим воздействием и грозной агитационной силой на красноармейцев, добровольцев и амурчанок прифронтового города - крепости:
Грозу и тучи над страной / Мы видели не раз. / Но силы нет ещё такой, / Чтоб одолела нас. / Сегодня решается наша судьба, / Коль враг одолеет в бою, / Отца твоего превратит он в раба, / Жену обесчестит твою.
Не забудь разрушенную хату, / Не забудь поруганную честь! Встань в окопе с маленькой гранатой, / Чтобы с врагом - БОЛЬШИЕ СЧЁТЫ СВЕСТЬ!!! ( Плакаты КрайТАСС. -1941.- сентябрь- октябрь).
Страстные праведные стихи "Трубача Дальневосточного Фронта" бойцы вырезали из газет и носили в карманах гимнастёрок до полного распада по линиям сгиба, переписывали в блокноты, заучивали наизусть, отправляли родным и близким во фронтовых треугольниках.
Их цитировали в военных докладах и на политинформациях, школьники декламировали их на концертах в Фонд Победы и в ФОнд Всеобуча, в госпиталях и на перронах - для отправляющихся на фронт воинов и добровольцев - ополченцев. "Самый популярный поэт Дальневосточного Фронта," - так назвал Сергея Феоктистова секретарь Хабаровского отделения союза писателей СССР Пётр Комаров.
После публикации в газете "Правда" стихотворения К. Симонова "Жди меня", ручейки солдатских писем в центральную газету страны требовали от ГЛавлита расширить рамки патриотической лирики. Ведь в самых жестоких боях бойцы хранили вырезки стихов о семье и родном крае на груди, как талисман :
"...Как я выжил будем знать / Только мы с тобой. / Просто ты умела ждать, / Как никто другой." ( К. Симонов. -14 января . - 1942).
В блокнотах военкора Сергея Феоктистова уже хранились записи стихов о духовных связях тыловых и Фронтовых соединений , о героических женщинах - матерях, заменивших ушедших на фронт добровольцев на производствах и в семье:
Когда за окном наступает ночь, / И к людям приходят сны, / Я вижу тебя, несмышлёнка - дочь, / Рожденная в день войны. / Я даже проститься не мог с тобой / В тот ранний июньский час. / Война налетела на нас грозой, / Война разучила нас... / Ты выросла, сделала первый шаг, / Он дался тебе с трудом... / Ты скоро поймёшь, что жестокий враг / Тебя разлучил с отцом. / Мы выдержим адский буран огня, / Мы сломим врага в борьбе! / И я на заре молодого дня / С Победой вернусь к тебе. / Приду, отряхну с полушубка снег, / И крикну, раскрывши дверь: / Дочурка, родная, твой звонкий смех / Никто не прервёт теперь. ("Маленькой дочери". - 1942. - апрель).
Много военных дорог и боёв дальневосточные солдаты хранили строки фронтового летописца как духовную связь с родным домом, как оберег, гарантирующий победное возвращение к семье. Для многих воинов ДВФ, уходивших на Запад с фронтовыми дивизиями или маршевыми ротами, стихи Сергея Феоктистова, его лозунги на плакатах КрайТАСС "Убей его!" оказывались последними поэтическими связями с амурской землёй.
Солдаты читали листовки с призывами к отмщению, заучивали ритмические строки сквозь треск вокзальных громкоговорителей и стук вагонных колес, уносили ярость и ненависть на своих штыках: .
... За кровь детей враг головой заплатит. / Он от священной кары не уйдёт! / В атаку, войны! Бойцы великой рати! / - За Родину! За Сталина! Вперёд! ("В атаку, воины!"- 1941. - август).
Призывная поэзия дальневосточного летописца была грозной агитационной силой в жизни осажденного города - крепости, мобилизовавшей женское население старше 16 лет:
Его с пожара привезли / В земле, в крови, и жгут в пыли... / Боец - подросток не кричал, / Лишь губы белые кусал... / Да слезы, будто водопад, / Текли за уши невпопад.../ Когда разрезали сапог, / Что кровью алою промок, / Поверх портянки у бойца / Был тонкий девичий носок../ -Боец Валёк, куда звонить? Кому о травме сообщить? / - Не надо маме говорить, - Какой исход здесь может быть ?!? / Две похоронки, старый дед... Не одолеть ей столько бед.../ Отдайте маме мой паёк... / Ну, о последствиях - молчок ... ("Пожарная баллада."- 1941. - семейный архив).
Долг и честь, мужество и верность в тылу и на фронте оставались важнейшими темами поэта - воина с первых "воздушных тревог" на Амуре и до самого штурма Берлина:
В ту тяжелую осень 1941 года, когда московские военкоматы упаковывали архивы и чемоданы, твёрдые и непоколебимо уверенные стихи корреспондента поддерживали дух и физические силы старых и малых земляков, самых уязвимых на войне:
Ты знай, Петровна, у врагов / Не просим мы пощады! / Не перебьют твоих сынов / Ни мины, ни снаряды. / Кто в бой уверенно идёт, / Кто смерти не боится, / Того и пуля не берёт, / И штык посторонится…/ Открой окно и посмотри / На улицу, родная! / Идут твои богатыри, / И гнётся --- мостовая. / Несокрушим их грозный строй, / И сила неуёмна. / Бойцы под красною звездой / Твои сыны, Петровна! ("Петровна, ". - 1941. - 29 октября). -
Военно - полевые стихи спецкора , записанные порой на коленке в разбитом трясущемся "Виллесе" по сводкам Совинформбюро, мобилизовывали защитные рефлексы и помыслы хранителей амурских рубежей, поддерживали зыбкие надежды тружениц прифронтовых заводов, полей и совхозов, собирающих из-под снега дикоросы для пополнения солдатского пайка:
На правом, на высоком берегу / Зарылись мы, как в божие ладони. Замершие во льду уже не тонут, / Но в белом мы, / И не видны врагу... \ Как пение всех ангелов небесных / Морозную мы слышим тишину, / Как матерей, нас провожающих на битву, / В далекую окопную войну.../ Но снова мерзкий свист над головой, / А по цепи Приказ: "Не открывать огня!" /- Земля родная! Ты укрой меня! / А я тебя не выдам, - Я с тобой. ("Амурская молитва", -1942. - февраль).
Единство Армии и народа, взаимная выручка, забота и помощь- военкор провозглашал непременными условиями будущих побед и возрождения Отечества:
Под гневным напором советских частей / Фашисты в безумстве зверином / Оставили в доме голодных детей, / А стены облили бензином... / Мордатый фельдфебель - отпетый палач / Спокойно поджёг эту хату... / И вдруг необычный надрывистый плач / В бою услыхали ребята... / А вечером двух белокурых мальцов / Кормили и грели солдаты./ Рискуя собою, боец Воронцв / Их вынес из рухнувшей хаты . ("Детский плач". - 1942).
В ответ на исторический Приказ Главкома №272 от 27 июля 1942 года "Ни шагу назад!" поэт - фронтовик не рифмовал "военные страшилки про штрафные роты и заградительные отряды". Военкор напомнил об ожиданиях и надеждах увезенных в неволю женщин и детей, о страданиях стариков на оккупированных территориях, о подростках и героинях фронтовых бригад трудового тыла. Он создал строки потрясающей моральной силы о презрении советских женщин к трусам и отступникам:
Да отрекутся матери и жены / От тех, кто в страхе закрывал глаза, / Кто опозорил русские знамёна, / Кто перед танком пятился назад. / Кто растерял святые чувства мести, / Забыл и дочь, и сына - малыша, / Кому дороже Родины и чести / Своя гнилая рабская душа! / Трус не найдёт ни отдыха, ни места / У тёплого солдатского костра. / Его прогонит гордая невеста, / И назовёт предателем сестра. / Они закроют от позора уши, / Чтоб не слыхать Иудиных речей! / Своей рукой расправься с малодушным, / Своим свинцом - отступника убей!" ("Не отдадим России никому!" - 1942. - 31 июля).
Приамурские мадонны не уступали мужчинам на военно -фронтовых службах ДВФ в стойкости и мастерстве, героизме и целеустремленности . Лётчицы и связистки, разведчицы и сапёры - они были лучшими и бесстрашными, потому и погибали первыми.
"Каждое мгновение на войне - для женщины двойной подвиг, являющий дух и величие нравственности фронтовых богинь Священной народной войны":
По-детски нежная, с обветренным лицом / Смоленская колхозница Людмила / Под вой снарядов раненых бойцов / Из-под огня спокойно выносила. И часто после длительных боёв / мы рассуждали ночью втихомолку: / Откуда столько силы у неё? / У нашей тихой хрупкой комсомолки ? И долго нам, ребятам фронтовым, / Простые вещи непонятны были, / Что эти силы мужеством своим / Давали мы - колхознице Людмиле. ("Стихи о мужестве". 1942.- 30 мая).
Очень важной для творческого роста политрука оказалась трёхчастная поэма "Письмо" (1942), что выдержала четыре полных издания и много раз тиражировалась в отрывках. Поэма была одобрена К. Симоновым и включена в эстрадныйй сборник под его редакцией "Убей его!" (1943). Только спустя полвека подросшие наследники поэта познакомились с раритетной поэмой и прочувствовали тяжесть военной ситуации на Восточном Фронте.
Герой поэмы как бы просил прощение у матери за возможную гибель в бою, за невыполненные обещания помощи по дому. Пограничник погиб в перестрелке, и его боевые товарищи прочитали вслух письмо немолодой матери:
"Дорога у Вас далека и трудна. / Сама понимаю: На то и война. / А пули - они никого не щадят. / Кто встал на дороге, того и разят. / Какое им дело до слёз матерей? / Но мы, Петраковы, - горячих кровей. / Мы дали стране пятерых молодцов : / Высоких, красивых и смелых бойцов./ И каждый умел за себя постоять, / И каждый был в битве Герою подстать... ... / Уж легче мне вынести гибель твою, / Чем знать, что врагу уступил ты в бою..."
-"Аксинья Андревна!"- так начинался солдатский ответ боевых товарищей. И сердца` читателей поэмы замирали под обжигающим ветром истории. Так звали матушку старшего политрука Сергея Феоктистова, у которой первые годы войны отняли пятерых сыновей. Мы читали (слушали) военную поэму политрука, а видели Священную Сикстинскую Мадонну Рафаэля, что отдала человечеству своего сына. В финале поэмы бойцы погранзаставы доложили осиротевшей старушке:
Мы молча подняли дружка своего. / Мы целым полком хоронили его. / И каждый поклялся над прахом бойца :/ - Сражаться с постылым врагом до конца. / Большая и дружная наша семья , / - И все мы, Андревна, твои сыновья. / Мы сломим врага в беспощадной борьбе / И в гости на Волгу приедем к тебе. (1942. - 15 мая).
Среди амурских ветров и холодов, среди тревог и похоронок, среди продовольственных карточек и непрерывной двухсменной работы военкор стремился поддержать боевой дух героических и легендарных Катюш, заслонивших собой "высокий берег и Отечество", подарить им улыбку после каторжных нагрузок.
"Вчера ходил на встречу с лучшими донорами 1942года. Собралось около 50 женщин разного возраста, разных профессий и разных производств. Все одинаково серо-голубые, с блестящими глазами "на выкат", острыми носами и тонкими бесцветными губами... В честь Нового года тонкие волосы многих героинь подкрашены морковным чаем, и потому зал напоминал осенний луг с одуванчиками. Несмотря на мороз и пронзительный ветер с Амура, женщины в наглаженных летних платьях почти без рукавов. Острые плечи прикрыты платками почти исторического возраста, которые держались только из уважения к хозяйкам... Все участницы праздничного мероприятия сдали за год по 4-5 раз кровь для Фонда Победы. После последней крове- сдачи получили к кружке горячего чая пригласительный билет в ДОСа на встречу со знаменитым поэтом. Чем согреть и порадовать героических хабаровчанок? Почитать Новогодние частушки ?
- Немка Берта просит сына: - " Срочно вышли креп-де- шина!". - Фриц не медля выслал ей / Три мешка арийских вшей!
- Не дождётся Карла Клара: / Не вернётся он назад.... Мы в Клину ему клинками / Обрубили тощий зад! ("Времена меняются", - 1942. - 25 января).
- Краснеют у Гитлера уши, / Стыдится, как школьница, он: В советскую нашу Катюшу / Немецкий рейхс-канцлер влюблён ... И вот ... генералы Берлина / Ведут на Катюшу полки, / Но русская дочь "Катерина" / Их рвёт и разносит в куски ... / От звонких пощечин девицы, / От веских её кулаков / Бегут племенные арийцы / И дохнут в сугробах снегов ... ("Катюша" - Новая песенка.- 1942.- 15 февраля).
- Наконец-то, появились улыбки - и обнажили беззубые рты... Проклятая война!! Высосала все соки из некогда здоровых и цветущих женщин. Кого же они рожать будут?!? Шагнув к краю сцены, запеваю своим простуженным баритоном: Шуми, Амур! Шуми, наш батюшка! / Таёжная река ... Гуляй - гуляй - гуляй, безбрежная! Э-эх, родная, на века !
Нестройными голосами зал подхватил полюбившуюся песню дальневосточных пограничников и тружеников тыла, написанную к 1-й годовщине победы Красной Армии под Москвой:
Кати волну, волну могучую, / Неси в морскую ширь !!! На всю тайгу, тайгу дремучую / Э-эх, звени, наш богатырь! (" Амур - батюшка". -1942. - 25 декабря).
(Дневниковая запись поэта. - 1943. 14 января.).
С почитанием восхищался поэт бесконечными "Фронтовыми вахтами" женских бригад, что приняли на хрупкие плечи многие мужские профессии. Женщины работали в цехах оборонных предприятий: авиационных и танковых, на судостроительных верфях и в ремонтных мастерских; работали самоотверженно и героически за 2-3 мужчин, ушедших на фронт. Проворные и умелые женские руки дальневосточниц сработали миллионы снарядов и патронов - "Всё для фронта!"
... Теперь увесистых снарядов / Растёт высокая гора: Они нужны под Ленинградом, у Таганрога и Днепра... За окнами - пурга и стужа, / А на лице у Насти - пот... / Ей кажется, что рядом с мужем / Она под пулями идёт... ("Жена солдата".- 1943 ).
Героическая Мария Косогорова заведовала одной из лучших шахт в СССР. В пожарных командах и в отрядах противохимической обороны Дальнего Востока служили женщины по контракту. ("Лесорубы", "Пожарная баллада", "Елизавета", 1942).
Сегодня не секрет, что вокруг Хабаровска 20 зенитных батарей были укомплектованы женскими командами, которые успешно охраняли небо города - крепости в любую погоду, в любое время суток. Героические защитницы неделями не покидали своих постов, спали около орудий, несли 12-часовые смены без выходных и отпусков - "Всё для Победы!", "ВСё для защиты наших детей!"
Женщины - сучкорубы работали в одной бригаде с лесорубами, обеспечивали шпалами новые участки железно-дорожных веток, в том числе на Комсомольск-на- Амуре и Сталинград...
Сюда, как бывало, мужья и отцы, Спешат предрассветной порою / Солдатские жены, подростки - юнцы /Спешат, как на линию боя. / Бригадным, упорным и дружным трудом /Воюют здесь русские люди./ Любая из них за проворным станком / Стоит, как пушкарь у орудий... / Здесь гневная сталь из плавильных печей / Потоком стремительным льётся ... / И слышно, как дружной пальбой батарей / Она за Днепром отдаётся... (" Линия огня": Стихи о Комсомольске. - 1944.).
** ** **
Здесь волны шумят на просторе, Крепчают ветра всякий час. Выходит в открытое море / С зарёй - просмолённый кунгас... И вместе с кунгасом надолго / В туманной скрывается мгле / Рыбачка по Ольга - Нанайка из рода Киле.../ Ну, что ей капризные бури ? - Не раз с ними в споре была... Ещё на сердитом Амуре / Отважной рыбачкой слыла. И эту отвагу во взоре, / Готовность к стихии любой - Сюда, на Охотское море / Она захватила собой.../ Какие б не выпали штормы, / Рыбачка упорства полна - За каждую смену - три нормы / Сдаёт государству она... ("Ольга Киле", 1944.)
О Геркулесовых подвигах дальневосточных мадонн Сергей Феоктистов оставил яркие, почти документальные свидетельства: "Как ловко ты в поле старалась, / Как гордо растила детей, / Чтоб легче ему воевалось, / Чтоб шёл он на Запад быстрей!" ("Солдат". - 1944).
Здесь в работе напряженной / В дни лишений и невзгод Наши матери и жены / Забывали суткам счёт. Не они ли, не они ли / Для орудий сталь варили ... В огнедышащих печах? Все колхозные заботы, все домашние хлопоты На своих несли плечах...
Для прославления замечательных женщин : патриоток, тружениц, и матерей - военный корреспондент использовал разные литературные жанры и формы: поэтический репортаж, балладу или оду... Героинями его очерков и рассказов были женщины - строители и охотники - снайперы, садоводы и звероводы, педагоги и врачи, матери - Героини, женщины - "Почетные Пограничники СССР" и депутаты Советов от сельского до Верховного. Нередко волнующие строки "Народного поэта дальневосточной войны" посвящались безымянным школьницам, женщинам - матерям и пропавшим на войне комсомолкам .
.... Сестренки спорили упрямо, / Пока им не сказала мама, Что Героиня их одна - Космодемьянская она... ("Героиня", 1943.- 7 марта).
** ** **
Есть за Полтавой в чистом поле / Могила павшего бойца : Кругом - пшеничное раздолье, / Душистый запах чебреца.../ И каждый вечер на закате / Сюда --- в степную благодать / В поношенном старинном платье / приходит седенькая мать. / Придёт, украсит васильками / Могилу ратника она / И долго над замшелым камнем / Сидит в печаль погружена.../ И думает прошедший мимо: " /Под этой каменной плитой Лежит сынок её родимый, / Её соколик дорогой, /Которого она бывало / Ждала с работы у крыльца... " / А Мать ... ни разу не видала / В лицо погибшего бойца... / Он с раскаленным автоматом / Пришёл сюда издалека, / Оттуда, где волной крылатой, / Шумит в тайге Амур - река . / На этом васильковом поле / Настиг он вражескую рать, /Освободил мать из неволи, / Вот эту старенькую мать. / Вернул ей счастье Украины, / Зажёг зарю над нею вновь.../ Он стал ей нареченным Сыном / Он заслужил её любовь. ("Сын", 1944).
** ** **
-..."Кто сказал, что места нету песне на войне?
После боя сердце просит музыку вдвойне..."
(А. Твардовский "Василий Тёркин").
... Сломлен недруг в поединке! / Нынче женщины - в цехах.... И мелькают их косынки / На строительных лесах... Не страшит их лютый ветер, / Не пугает хлёсткий дождь. Где ещё на целом свете / Тружениц таких найдёшь ? / Так воспой же их, Держава, В сотнях песен и поэм! Слава им ! Но трижды слава - За великий подвиг тем, / Кто качал нас в колыбели! Провожал на смертный бой, / Чьи глаза нам вслед глядели / Предрассветною порой... / Тем, чей образ незабвенный / В суховей страны военной / Мы несли по всем фронтам! Слава! Слава им, родимым, / Тихим, добрым, терпеливым / Нашим русским матерям! / Слава им ! Но трижды Слава / За великий подвиг тем /, Кто в разруху лихолетий / Поднимали за двоих Наши города и села / И детишек боевых ! ("Дочери России."- 1945. Муз. В. Румянцева, 1947).
Конечно, слова этой песни перекликались с сотней других послевоенных стихов во славу советской женщине. Родина понесла такие потери на фронтах, в партизанских отрядах, на опасных неженских производствах, что ещё десятилетия в стране не хватало крепких мужских плеч и рук, и в любом краю наблюдалось "на десять девчонок по статистике девять ребят".
Опыт и впечатления советских солдат - освободителей Европы капитан С. Феоктистов переплавлял с чувствами земляков "в общий голос, во всенародный стон":
Мы и до смерти позабыть не в силах / Распятых жен, обугленных детей, / Майданека бездонные могилы, / И печи, пожиравшие людей. ("Русскому солдату". - 1945).
Имея в поэтическом портфеле богатый "женский репертуар", поэт Сергей Феоктистов всякий раз готовил на встречу- выступление индивидуальное приветствие: для студентов, для строителей или женского хора ветеранов. Но стихи, посвященные Матери, всегда пользовались неизменным успехом:
С каким священным чувством целовали / Её волос серебряную прядь / , С какою теплотою вспоминали / Незабываемое слово "Мать". / В походах ли, в сражениях суровых, / В чужом и неприветливом краю ... / Не потому ли этим нежным словом / Мы называем Родину свою? И все дороги мы прошли достойно,/ И не сломила нас в боях гроза, / И все мы нынче прямо и спокойно / Глядим любимой Родине в глаза ... ("Мать."- 1945- 1947).
Но меняются времена и нравы... Ушли в историю поколения освобожденных из плена матерей, выросли дочери и сыновья войны. Сначала красные следопыты уточняли имена 2 300 000 воинов, бойцов Красной Армии, погибших за освобождение Украины, и партизан - за символические почести и льготы для получения образования или служебной карьеры. Позже "черные копатели" собирали сувенирные награды советских солдат, железные кресты и медальоны гитлеровцев и их союзников - за вознаграждение и компенсации Германии. А ныне освободители - силовики сравнивают с землей восстановленные на общесоюзные послевоенные Займы жилые кварталы и проспекты, дворцы культуры и школы, детские сады и больницы Донбасса - в расчете на кредиты и бартерное оружие союзников НАТО... И при этом продолжают пользоваться российским газом и гуманитарной помощью МЧС и Красного Креста... Ничего личного, чисто украинский бизнес!
Нередко молодые спрашивают: Зачем в канун священных годовщин Победы тревожить память и сердца матерей и ветеранов?
- "...Вспомним всех поименно, / Горем вспомним своим... / Это нужно не мертвым, это нужно живым...," - отвечал поэт Роберт Рождественский. Всё дальше уходит в историю эхо Второй мировой. Но должен помнить "мир спасенный, мир вечный, мир живой..." подвиги советских женщин.
Сколько раз в боях суровых / Ты встречал, мой ратный друг ? Их веселых, чернобровых / Фронтовых своих подруг ? Сколько стран исколесили / Эти дочери России ? Сколько раз нас выносили / Из-под шквального огня?/ Не они ли, не они ли / Мир отвагой удивили ? Не о них ли ходит слава / Нашей вольной стороной? Воспевай, моя держава! Их за подвиг боевой. ("Дочери России").
Крылатые строки этой песни несколько десятилетий украшали первые страницы краевых газет, за что Сергея Георгиевича называли поэтом 1-й полосы.
После служебных командировок по приамурским селениям и посёлкам подполковник С Феоктистов неоднократно писал в СМИ о бедственных судьбах женщин - инвалидов Великой Отечественной войны в интернатах для хронических больных. Не все материалы находили своих издателей: ГЛАВлит рекомендовал пропагандировать позитивные явления государства, строящего коммунизм: Но " Рождественская сказка о золотой половинке" сохранилась в архиве поэта:
В интернат инвалидов войны / К Хромоножке, немой и суровой, Словно гром среди тишины / Налетел капитан чернобровый. / Водопад поцелуев - объятий / Прерывался лишь фразой одной: - / Целый год несовместного брака - / Стань, Алёнушка, срочно женой. / Что ж молчишь ты, мой цветик аленький ? / Хоть кивни мне, радист мой маленький.../ Только я не пустой, а с довеском/. Ваню - сына полка узнала? / Он мечтает звать Мамой невесту, но закончить с ней школу сначала. / За отсутствием лимузина Золотую мою половину / Мы до ЗАГСа с сыном Иваном / На руках донесём - не устанем.../ Я в боях золотого кольца не нашёл, / Только звёзды привёз золотые.../ И Звезду Золотую на грудь приколол / Над медалями боевыми ... (1955).
Традиционно патриотические стихи к празднику Победы и ко дню Защитника Отечества, к запланированным встречам с военными журналистами ДВВО или к выступлениям в частях Дальневосточного Пограничного округа слушатели встречали минутой торжественной тишины...и последующим шквалом аплодисментов. Искренние строки фронтовика открывали молодым военнослужащим нравственные грани преемственности военной темы, подтверждали преданность Народного поэта солдатскому долгу.
Главный смысл жизни литератора - не сколько, а что он оставил после себя. Поэт - воин Сергей Георгиевич Феоктистов создал для потомков тысячу хороших и добрых стихов и песен, из которых мы пролистали полсотни лирических военных миниатюр о женщинах, украшавших жизнь военных поколений. Некоторые из них не забыли поэта- романтика, и со временем сами стали пропагандистами его творчества.
Феоктистова Светлана Сергеевна, библиограф и пропагандист наследия орденоносного отца - члена Союза писателей СССР Феоктистова Сергея Георгиевича - СПб, апрель. 2019 г